30 января 2024 года исполняется 100 лет «Мосфильму», главной киностудии СССР и современной России.
Про первые 10 фильмов читайте тут. Вторую десятку ищите тут.
А мы продолжаем рассказывать про главные киношедевры - в хронологическом порядке.
21. «Мимино» (Георгий Данелия, 1977)
Этот фильм – настоящий гимн советской Грузии, ее природе, колориту и, конечно, людям. Главную роль исполнил актер и певец Вахтанг Кикабидзе. Его герой по прозвищу Мимино – летчик малой авиации, летает среди горных селений Грузии на вертолете. Но решает переквалифицироваться на пилота международных авиалиний, для чего приходится ехать в Москву. Его мечта сбывается, но он никак не может забыть родные горы. Грузинскую песню «Чито-гврито» до сих пор поют все жители постсоветского пространства.
22. «Сибириада» (Андрей Кончаловский, 1978)
Четырехсерийная киноэпопея получила гран-при в Каннах. Фильм рассказывает о нескольких поколениях двух сибирских семей, и зритель прослеживает перипетии их личной жизни на фоне поворотных событий XX века – революции, Гражданской войны и Второй мировой. В фильме снялась целая россыпь известных советских актеров, в том числе Виталий Соломин, Никита Михалков, Людмила Гурченко.
23. «Москва слезам не верит» (Владимир Меньшов, 1979)
Еще один советский фильм, получивший «Оскар» и ставший лидером советского проката (и вторым самым кассовым фильмом в истории СССР). Это мелодрама о провинциальной девушке, которая в эпоху оттепели приехала покорять Москву. И, несмотря на многие препятствия и невзгоды, которые подбрасывала ей судьба, она добилась больших карьерных высот. Вот только любовь очень долго не могла найти... Крылатыми и народными стали многие цитаты из фильма, но особенно «В 40 лет жизнь только начинается». А саундтрек «Александра» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных стал неофициальным гимном Москвы.
24. «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
Над сценарием фильма вместе с Тарковским работали братья Стругацкие – он был написан по мотивам их фантастической повести «Пикник на обочине», ультрапопулярной в СССР. Пройдя через киноязык Тарковского, фантастика превратилась в философскую притчу об опасности желаний. (Да еще и в чем-то предсказала Чернобыльскую катастрофу.) Режиссер говорил, что «готовился к фильму всю жизнь» и считал его кульминацией своего творческого пути. В результате картина получила специальную премию жюри в Каннах, а также собрала полные кинозалы в США, Франции и Германии.
25. «Любовь и голуби» (Владимир Меньшов, 1984)
Лирическая комедия от оскароносного режиссера кинокартины «Москва слезам не верит» стала одним из самых любимых фильмов всех советских людей. В центре сюжета уже не Москва, но сельская глубинка, где живет простой работяга Василий со своей семьей. Он мечтатель, любит голубей и ухаживает за своей голубятней, в то время как жена «пилит» его за несерьезность и за то, что он тратит деньги на ерунду. Как-то раз Василий отправляется на лечение в санаторий на море и там знакомится с городской кокеткой, очень непохожей на его деревенскую жену...
26. «Иди и смотри» (Элем Климов, 1985)
Один из самых правдивых и жестких фильмов о Великой Отечественной войне. События 1943 года в Белоруссии показаны глазами подростка (невероятной силы роль Алексея Кравченко). И мы видим, что война – это не только масштабные сражения и великие победы, но и борьба маленького человека за жизнь. Фильм стал главным кинособытием года в СССР и получил мировое признание. По словам режиссера, за рубежом во время показа «Иди и смотри» у кинотеатров дежурила машина скорой помощи, увозившая слишком впечатлительных зрителей.
27. «Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
Обычный советский гражданин случайно встречает пришельца, и тот переносит его на специальной машине в пустыню. Оказывается, правда, что это на другой планете. Метафоричный рассказ о космосе – тонкая сатира на классовую борьбу. Многие зрители и критики фильм не поняли и ругали, но у тонкого юмора Данелии появилось и большое количество поклонников. А слово «пепелац», которым назвали фантастический летательный аппарат, до сих пор используют в разговорном русском языке в качестве обозначения самых разных машин и самолетов.
28. «Курьер» (Карен Шахназаров, 1986)
Перестроечный фильм стал большим успехом режиссера Карена Шахназарова, который сегодня возглавляет «Мосфильм». Молодой московский парень Иван после школы не поступил в институт и устроился на работу курьером. Как-то раз он доставляет рукопись в дом профессора и знакомится с его дочерью. Она из золотой молодежи, а он – небогатый парень. Тем не менее у них начинается роман. Что скажет на это папа-профессор? И что ждет парня впереди?
29. «Асса» (Сергей Соловьев, 1987)
Сюжет завязан вокруг курортного романа медсестры Алики и парня по имени Бананан, который в качестве подработки поет с друзьями в ресторанах, и их противостояния мафиозному покровителю девушки. Именно в «Ассе» широкая публика впервые услышала ныне легендарную песню Виктора Цоя «Хочу перемен» и композиции других рок-музыкантов советского андерграунда. Своим метафоричным экспериментальным киноязыком режиссер Соловьев тонко передает атмосферу последних лет СССР. Фильм стал гимном перестроечной России.
30. «Интердевочка» (Петр Тодоровский, 1989)
Фильм о совершенно новом времени и новых условиях жизни, а также о том, как это новое встречается со старым советским. В фокусе – героини, которых сложно представить в классическом советском кинематографе. Это «валютные» проститутки, которые охотятся на иностранцев. Картина показывает их будни, рассказывает об их проблемах, нищих семьях, об их мечтах о красивой жизни и, конечно, большой и чистой любви.