Найти тему
Окно в Россию

30 главных фильмов киностудии «Мосфильм». Часть 2-ая

Оглавление

За 100 лет своего существования главная студия страны произвела более 2500 фильмов.

Про первые 10 фильмов читайте тут. А мы продолжаем рассказывать про главные киношедевры - в хронологическом порядке.

11. «Война и мир» (Сергей Бондарчук, 1965–1967)

Сергей Бондарчук/«Мосфильм», 1965–1967
Сергей Бондарчук/«Мосфильм», 1965–1967

Один из самых успешных советских фильмов, признанный шедевром не только в СССР, но и за рубежом. «Война и мир» стала первой советской картиной, удостоенной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 1969 году. В том же году фильм получил и «Золотой глобус».

Киноэпопея считается лучшей экранизацией романа Льва Толстого. Съемки были столь масштабными, что для них было сшито более 9 тыс. исторических костюмов, а в батальных сценах задействовали более 15 тыс. человек.

12. «Обыкновенный фашизм» (Михаил Ромм, 1965)

Михаил Ромм/«Мосфильм», 1965
Михаил Ромм/«Мосфильм», 1965

Широко растиражированный документальный фильм об истории фашизма и становления власти в нацистской Германии, а также ужасах Второй мировой войны. Режиссер Ромм использовал в кино трофейные кино- и фотоматериалы и при помощи монтажа создал не просто пропагандистскую работу, но очень эмоциональную картину.

13. «Андрей Рублев» (Андрей Тарковский, 1966)

Андрей Тарковский/«Мосфильм», 1966
Андрей Тарковский/«Мосфильм», 1966

Фильм о жизни средневекового русского иконописца Андрея Рублева стоит особняком в советском кино. Это авторский фильм с глубоким философским подтекстом, открывающий заново не только имя великого создателя иконы «Троица», но и русское православие и Россию в целом. Личность Рублева имела большое значение для духовного возрождения страны после долгого нахождения под татаро-монгольским гнетом. Сложное авторское кино стало для советской интеллигенции важнейшим событием.

14. «Бриллиантовая рука» (Леонид Гайдай, 1968)

Леонид Гайдай/«Мосфильм», 1968
Леонид Гайдай/«Мосфильм», 1968

Один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кино. Этот признанный шедевр Леонида Гайдая разошелся на цитаты, которые и сегодня употребляют в народе. Жанр кино – эксцентричная комедия с множеством гэгов, звуковых и музыкальных эффектов, понятных и смешных абсолютно каждому советскому человеку. Контрабандисты путают скромного и честного советского человека со своим посредником и зашивают ему в гипс бриллианты. Бандиты пытаются забрать бриллианты, а советская милиция просит героя помочь вывести преступников на чистую воду. Главная роль писалась специально под актера Юрия Никулина.

15. «Джентльмены удачи» (Александр Серый, 1971)

Александр Серый/«Мосфильм», 1971
Александр Серый/«Мосфильм», 1971

Обычный советский гражданин, заведующий детским садом оказывается удивительным образом похож на главаря преступной банды по кличке Доцент. Милиция просит педагога помочь им поймать бандита и его подельников – его внедряют в тюрьму под видом бывалого уголовника. Конечная цель также узнать, куда преступники спрятали украденный на раскопках золотой шлем Александра Македонского. В 1972 году комедия буквально взорвала советский кинопрокат. Сегодня на основе рейтингов и опросов «Джентльменов удачи» называют лучшим фильмом за всю историю киностудии. И, конечно, многие фразы из фильма стали крылатыми и часто используются в народе.

16. «Иван Васильевич меняет профессию» (Леонид Гайдай, 1973)

Леонид Гайдай/«Мосфильм», 1973
Леонид Гайдай/«Мосфильм», 1973

Еще одна культовая комедия Гайдая, завоевавшая сердца аудитории и сделавшая бум в советском прокате. Советский ученый придумывает машину времени и случайно отправляет в Средневековье своего управдома заодно с квартирным вором. При этом царь Иван Грозный попадает в советскую Москву... Вольная экранизация пьесы Михаила Булгакова, писателя, практически запрещенного в советское время.

17. «Зеркало» (Андрей Тарковский, 1974)

Андрей Тарковский/«Мосфильм», 1974
Андрей Тарковский/«Мосфильм», 1974

Один из главных и самых важных фильмов Тарковского – и очень личное автобиографичное кино, где он присущим ему образным киноязыком рассуждает о детстве, семье, матери с большим обилием отсылок и аллюзий к искусству. Фильм не имеет четкого сюжета, но состоит из снов и отрывочных воспоминаний о жизни и мировых событиях. За кадром звучат стихи отца режиссера, поэта Арсения Тарковского.

18. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Никита Михалков, 1974)

Никита Михалков/«Мосфильм», 1974
Никита Михалков/«Мосфильм», 1974

Фильм о Гражданской войне в России, где красноармейцы, чекисты и бандиты охотятся за изъятым у богачей золотом. Приключенческая картина снята в жанре истерн (по аналогии с вестерном) с обилием экшн-сцен, драк и трюков. Сегодня признанная киноклассикой, это первая полнометражная режиссерская работа Никиты Михалкова, при это он сам исполнил одну из главных ролей.

19. «Дерсу Узала» (Акира Куросава, 1975)

Акира Куросава/«Мосфильм», 1975
Акира Куросава/«Мосфильм», 1975

Совместная работа киностудии «Мосфильм» и знаменитого японского режиссера получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. Куросава уже отметился любовью к русской культуре, сняв фильм «Идиот» по мотивам романа Федора Достоевского. На сей же раз он экранизировал этнографические повести путешественника Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Исследователь ходил в экспедиции по Дальнему Востоку, а помогал ему коренной житель и охотник – нанаец Дерсу Узала.

20. «Ирония судьбы, или С легким паром!» (Эльдар Рязанов, 1975)

Эльдар Рязанов/«Мосфильм», 1975 / Sputnik
Эльдар Рязанов/«Мосфильм», 1975 / Sputnik

Один из самых известных и народно любимых советских фильмов каждый год неизменно показывают по ТВ 31 декабря. Он стал таким же символом русского Нового года, как нарядная елка или салат оливье. Лирическая комедия начинается с того, что главный герой до беспамятства напивается с друзьями в канун Нового года в Москве и его сажают в самолет на рейс в Ленинград по ошибке, вместо друга. Попав в такой же типовой жилой район, он даже не замечает, что заходит не в свою квартиру.

Продолжим рассказ в следующий понедельник. Следите за нашими обновлениями.