Найти тему
РИА КЧР

Правой рукой мы показываем размер, а левой – передаем эмоции, - Марат Гедиев

В каждом оркестре несколько десятков музыкантов, и каждый из них профессионал и мастер своего дела. Но вот приходит дирижер— и весь оркестр, от первой скрипки до треугольника, повинуется движению его палочки. Дирижер камерного оркестра Карачаево-Черкесии Марат Гедиев рассказал корреспонденту РИА «Карачаево-Черкесия» о тонкостях своей профессии и поделился творческими планами.

- Расскажите, с чего вы начали свой музыкальный путь?

- Как и все музыканты, я начал с музыкальной школы, в которую, кстати, попал совершенно случайно. У меня сестры играли на скрипке, виолончели, и как-то раз я пошел на концерт, где они выступали. Мне так понравилось, что я решил попробовать себя в этом. После музыкальной школы я поступил в Колледж культуры и искусств, затем уже в Ростовскую государственную консерваторию.

- Почему вы выбрали именно это направление?

- Я смотрел один документальный фильм, и там главный герой как раз говорил, что он рос тщеславным мальчиком, и ему не нравилось, что не он управляет процессом, а кто-то управляет им, и что тогда он принял решение — стать дирижером. Вот у меня также, скажем, что это был момент тщеславия. Сам я работал в оркестре, играл на виолончели и через время понял, что мне больше по душе работа дирижера.

— Какими качествами должен обладать дирижер?

- В первую очередь, уверенностью, должен быть очень эрудированным. Принято считать, что профессиональные качества нового дирижера оркестр оценивает по его шагам, которые доносятся, пока он идет к закрытой двери. То есть впечатление складывается задолго до совместной работы. Дирижер должен знать и уметь больше всех своих музыкантов вместе взятых.

Дирижер – экспрессивный, очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью и принципиальностью.  Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Другими словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки.

— Чем лично вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

- Знаете, зависит от произведения, иногда хочется дирижировать только палочкой, а иногда и вовсе не брать ее в руки. Все зависит от произведения и настроения, которое мы хотим передать публике. Правой рукой мы показываем размер, а левой – передаем эмоции.

— Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

- Сложностей как таковых не возникало. Самое трудное в любом произведении – передать настроение композитора, ведь мы должны рассказать зрителям, что чувствовал и хотел донести автор. В задачу дирижера входит восприятие информации, осмысление ее, передача другим участникам коллектива для достижения необходимого результата. В планах продирижировать когда-нибудь Реквием Джузеппе Верди, это достаточно сложное произведение. А так, в каждом произведении есть свои сложности, нельзя назвать одну композицию простой, вторую — трудной.

В каком направлении сейчас должен расти, двигаться Карачаево-Черкесский симфонический оркестр?

- В планах - развитие нашего камерного оркестра, недавно мы дали первый благотворительный концерт. Концерт прошел с большим успехом, у нас был полный зал, мы до сих пор получаем восторженные отзывы о концерте, о том, что такого грандиозного, красочного концерта давно не было в Республике.

У нас единственных на Северном Кавказе нет симфонического оркестра, пока только камерный, но мы прикладываем усилия, чтобы поскорее развить его, сделать узнаваемым, вывести на новый период. Около 20 лет в Республике вообще не было оркестра и после такого перерыва, в юбилейный для нашего региона год мы начинаем свою деятельность.

-Какая публика приходит на ваши концерты?

- В первую очередь к нам ходят люди с хорошим музыкальным вкусом. На первый концерт публика отреагировала бурно. Самая большая награда для музыканта — это реакция публики.

- Расскажите немного об истории создания оркестра?

- Процесс создания был сложный, трудоемкий. Я был первым музыкантом в этом оркестре, затем уже начали набирать основной состав. Полноценно к работе мы преступили в ноябре 2021 года.

Сам оркестр появился в Республике около года назад при поддержке  министерства культуры Карачаево-Черкесской Республики и Главы региона Рашида Темрезова.

- Какие мероприятия с участием камерного оркестра планируются в ближайшее время?

- В рамках 100-летия региона мы сейчас разрабатываем концертную программу, хотим организовать большой, грандиозный концерт. Вся проблема в ресурсе, на прошедшем концерте были затрачены огромные ресурсы, световое сопровождение, передача звука и тому подобное. И таким образом, мы подняли организацию концертов в нашей Республике на новую планку, и теперь эту планку нужно будет держать. После того, как мы немного разрастемся, можно начать с гастролей по региону, а затем уже посещать с концертами соседние Республики и даже выходить за рамки СКФО.

- Как вы отдыхаете от работы ? Какой досуг считаете любимым?

- Для музыканта отдых – это, в первую очередь, тишина. Особенно после концерта я хочу пару дней посидеть в тишине, так как репетиции, постоянный шум в ушах немного изматывают.  Еще я занимаюсь спортом, смотрю хорошие фильмы, читаю книги.

- Расскажите о последней прочитанной книге, не относящейся к сфере вашей деятельности?

- Последней прочитанной книгой была Американская Трагедия Теодора Драйзера, немного тяжелая книга, но определенно стоит потраченного времени. Читал я ее долго, так как мне знакомые «проспойлерили» ее конец, но я все же завершил его. Вообще, очень люблю произведения Драйзера, его книгу «Финансист» также рекомендую к прочтению.

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии? А что самое приятное, любимое?

- Самое трудное – это передать замысел композитора, дирижер должен не только знать, что он играет, но и знать, когда, как написал композитор симфонию, для кого. Передать душевные переживания, чувства. Но, это самое трудное и самое любимое. Дирижер оркестра отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

- Какова ваша главная профессиональная цель? Что будете делать после ее достижения?

- Добиться успеха в своем деле, в кругах профессиональных музыкантов. Мечтаю, чтобы Карачаево-Черкесский симфонический оркестр выступал на лучших площадках мира. После достижение этой цели уже можно будет спокойно воспитывать приемника, быть почетный дирижером и наблюдать со всем со стороны.

- У вас есть кумиры, на которых можно смело ровняться?

- Кумиры -мой первый педагог по дирижированию Семен Аркадиевич Когон,  Юрий Хаутиевич Темирканов, Рикардо Мутти.

- Назовите свой девиз по жизни?

- «Первый среди равных», все музыканты, я считаю, равны, одинаково важны, но при этом хочется быть первым. Мне очень нравится это выражение, таким высказыванием ты никого не унижаешь, не считаешь себя выше остальных.

- Какая у вас была детская мечта, кем вы хотели стать?

- В раннем детстве я хотел стать врачом, когда стал чуть старше – музыкантом, после — спортсменом. Повзрослев, я поступил на факультет иностранных языков и собрался улететь в Штаты, получил визу и затем встал вопрос – поступать в консерваторию или выбрать жизнь в США. Как итог, остался в стране, закончил консерваторию, стал музыкантом. После меня еще часто посещали мысли о том, чтобы бросить музыку и заняться юриспруденцией (я юрист-переводчик). Но, тот, кто связал свою жизнь с музыкой, обратного пути уже не имеет. Бывших музыкантов не бывает, музыка никогда не отпускает.

- Какой совет вы бы дали начинающим музыкантам?

- Один из самых важных советов начинающим музыкантам – больше занимайтесь. Чем больше вы сейчас получите базовых знаний и навыков, тем легче вам будет в дальнейшем. Идите к своей цели, мечтам, не оставляя их на полпути.