Рассказываем, как строители БАМа создавали уют в палатках и бараках
Байкало-Амурская магистраль манила тысячи отважных людей несмотря на то, что бытовые условия там были, мягко говоря, далеки от привычных.
Без излишеств
Жили первые покорители тайги по-спартански: селились в армейских палатках на 20–40 человек, спали на двухъярусных койках, грелись печками-буржуйками, поддерживая огонь всю ночь, — иначе воздух тут же остывал. Готовили еду и мылись в отдельных палатках.
Улучшали жильё как могли: устанавливали перегородки — получались семейные комнаты. Можно было даже запирать их на ключ, но делали это редко: на БАМе друг другу доверяли.
Более комфортным жильём были вагончики, хотя по сути быт в них немногим отличался от палаточного. Зато можно было утеплить стены, соорудить туалет или даже душ. Вагончики, как и палатки, легко переставляли с места на место по мере продвижения стройки.
Со щитом и на щите
БАМ — магистраль для сильных духом. В таких условиях бамовцы прожили до 80-х годов, потом палатки и вагончики постепенно исчезли, оставшись лишь в местных легендах. На смену им пришли сборно-щитовые домики — "щитовухи". Из специальных щитов строили и жильё, и детские сады, и школы, и больницы — всё, что нужно для жизни.
В семейных комнатах под 20 квадратных метров жильцы обустраивали настоящие квартирки, некоторые даже умудрялись делать их двухкомнатными. А несемейные строители-мужчины предпочитали общежития: там не нужно было самостоятельно убираться или ставить будильник. За уборку и своевременную побудку отвечал обслуживающий персонал.
В таком жилье имелись централизованное отопление и вода — правда, чаще только холодная. Туалеты стояли во дворе, зато были тёплыми и светлыми. Впрочем, существовали и более комфортные "щитовухи" — с горячей водой и санузлом внутри.
Самострой по-бамовски
Байкало-амурская романтика и возможность заработать притягивали. Население БАМа быстро росло. Помимо тех, кто приезжал на стройку века официально, было много стихийных бамовцев. Они отправлялись туда на удачу, в надежде как-нибудь да устроиться. В результате жилья не хватало, посёлки обрастали самостроем.
По-бамовски такое жильё звали "засыпухами": домики строили из двойных досок, между которыми для тепла засыпали опилки. Порой возникали целые микрорайоны из "засыпух". А вокруг таких домов жители обустраивали собственные участки с теплицами и кладовыми.
Всем Союзом
К концу 80-х годов на БАМе стали строить капитальные многоэтажки — панельные или кирпичные. Карта Байкало-Амурской магистрали пополнялась постоянными посёлками, которые, как и вокзалы, возводили шефские организации из республик Советского Союза:
- Литва отвечала за Новый Уоян;
- Эстония — за Кичеру;
- Армения — за Звёздный и Янчукан;
- Азербайджан — за Улькан и Ангою;
- Грузия – за Нию и Икабью и так далее.
Строителям из Москвы и Ленинграда достались Тында и Северобайкальск.
Удивительно, но переселиться в капитальное жильё мечтали далеко не все бамовцы. За годы проживания во времянках некоторые сумели так их обустроить, что ни за что не хотели бросать уютные квартирки даже ради панельного комфорта.
БАМ построили удивительные люди. А работает он сегодня благодаря усилиям других замечательных людей. О том, с чем им приходится сталкиваться, рассказывали в этой статье: https://dzen.ru/a/Y9zfvayUfQtLG43m.
Хотите познакомиться с магистралью поближе? По ней можно прокатиться! Как — рассказали в этой статье: https://dzen.ru/a/ZPgzT-oANkZs6vAH.