Что делает человек, которому предстоит плановая операция? Конечно, ищет ответы на свои вопросы в интернете. И это — самая главная ошибка пациентов, которая приводит к усилению страха перед операцией. Почему в принципе возникает этот страх и как от него избавиться, рассказал Михаил Сергеевич Лебедев, клинический психолог ГКБ № 36 им. Ф. И. Иноземцева.
Природа страха, или Почему мы боимся?
Даже малоинвазивная операция — это нарушение целостности тела человека, которое всегда сопряжено с определенными рисками. Отсюда и рождается первый страх — что-то может пойти не так. За этот страх отвечает природный инстинкт самосохранения.
Второй источник страха — низкая осведомленность об операции. Ни один человек не знает о хирургическом вмешательстве столько, сколько знает хирург. Есть множество вопросов, на которые у пациента просто нет ответа. Поэтому и появляется страх неизвестного.
Однако и период подготовки к операции, и необходимость последующей реабилитации порождает множество других страхов. Всегда есть опасения, что врач совершит ошибку или обнаружится куда более опасная болезнь, чем та, по поводу которой предстоит операция.
Силен и страх наркоза, который часто основан на негативных отзывах из интернета. Причем кто-то боится не проснуться от общего наркоза, а кто-то переживает, что несмотря на обезболивание будет чувствовать боль
Многие тревожатся по поводу социальной оценки («что обо мне подумают врачи и медсестры, когда увидят меня обнаженным?», «что скажут коллеги, когда узнают, какая операция у меня была?»). Эти страхи часто иррациональны и деструктивны — они основаны на социальных предубеждениях и стереотипах.
Я встречал за свою практику огромное количество пациентов, которые отказывались оперироваться и оставаться в стационаре просто потому, что они не хотели, чтобы их видели голыми.
За советом в интернет? Нет!
Страх неизвестного порождает желание восполнить пробелы в знаниях. Только часто пациенты совершают главную ошибку — они задают свои вопросы не лечащему врачу, а людям на форумах в интернете. Многие пациенты зачитываются историями об операциях.
Но в интернете часто встречаются недостоверные материалы или сильно преувеличенные отзывы. И именно на этом негативе будет концентрироваться пациент, что только породит новые страхи.
Большинство людей, которые пишут какие-то посты в интернете про операции и лечение, про врачей — это, как правило, личности истероидные. У них есть привычка преувеличивать и приукрашивать просто для того, чтобы получить больше внимания и лайков. Верить этому нельзя в любом случае.
Как жить дальше: страх будущего
Бывает, что пациенты боятся не самой операции, а того, что будет после нее. Причем тут может возникнуть страх ближайшего после операции будущего, когда человек тревожится из-за того, что разойдутся швы, начнется воспаление, за ним некому будет ухаживать…
В случае тяжелой операции, меняющей внешний облик и привычные функции (например, вмешательства по поводу ампутации конечностей, вывода кишечных стом, уростом, цистостом), пациент переживает, что не сможет вернуться к привычной жизни. Он начинает думать, что лечение его изуродует, он никому не будет нужен, станет обузой для семьи.
Такие пациенты, узнав о диагнозе и предстоящей операции, могут даже решить, что жизнь больше не имеет смысла. И часто без помощи психолога в этих случаях не обойтись.
Запрограммировать на выздоровление
Чем дольше человек ждет операцию, тем больше у него времени об этом думать. К сожалению, чаще пациенты думают о негативных исходах, чем усиливают свой страх. Это влияет на вегетативную нервную систему: нарушается работа сердечно-сосудистой системы, поднимается артериальное давление, нарушается работа желудочно-кишечного тракта… Все эти состояния могут стать противопоказанием к операции, то есть вмешательство придется отложить до стабилизации состояния пациента.
Кроме того, негативные личностные установки могут повлиять и на исход операции. Так, осложнения чаще случаются у тех пациентов, которые направляются на хирургическое лечение с убежденностью, что все будет плохо. А вот пациенты, уверенные в успешном лечении, намного легче переносят даже сложнейшие вмешательства и быстрее восстанавливаются.
Как победить страх?
Основной метод борьбы со страхом — беседа с лечащим врачом. Также накануне операции с пациентом обязательно должен пообщаться анестезиолог, который расскажет про наркоз. Чем больше пациент узнает о том, как пройдет операция, какой в ней смысл, какого результата можно ожидать, тем меньше у него будет возможностей додумать негативный сценарий.
Важно исключить всю информацию извне, стараться не читать отзывы в интернете, не общаться с другими пациентами, друзьями или родственниками, которые прошли через подобное вмешательство.
Только лечащий врач знает полную информацию о предстоящей операции, ее возможных исходах и вариантах реабилитации. Поэтому в первую очередь надо общаться со своим лечащим врачом. И слушать только его.
Следует заранее узнать у врача варианты послеоперационного периода: как будет проходить реабилитация, как быстро пациент сможет адаптироваться, не изменятся ли привычные социальные и личностные роли и функции.
При этом важно создать в своем представлении образ благополучного исхода операции. Для этого нужно думать не о самом вмешательстве, а о том, как пациент вернется домой, займется бытовыми задачами. Это своего рода программирование себя на жизнь после операции.
У многих возникает мнение, что накануне операции нужно закончить все дела. Кто-то даже завещание на всякий случай пишет. Этого быть не должно.
На саму операцию надо отправляться отдохнувшим, чтобы у организма были ресурсы быстрее восстановиться. Главное, исключить любой негатив, не пытаться решать бытовые или рабочие проблемы, не нагружать себя задачами. Для этого перед операцией можно сходить в театр или кино, поплавать в бассейне, устроить себе непродолжительный отпуск и получить побольше положительных эмоций.
О возможностях плановой госпитализации для иногородних граждан в Москве, бесплатно по полису ОМС, можно узнать на сайте проекта мсз.рф.
Статья носит информационный характер. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.