Найти тему
Мои домашние хлопоты

250 - населенных пунктов России на моей карте путешествий

Оглавление

Спасск Пензенская область 10 февраля 2024
Спасск Пензенская область 10 февраля 2024

Каким же он оказался двести пятидесятый город моих путешествий по России?

От него остались прекрасные ощущения. Солнечный, заснеженный, добрый, приветливый, сказочный, игрушечный, растящий разносторонне развитых людей.

Давайте обо все по порядку.

Ранне февральское утро, мороз около 20, а нам ничего не страшно, мы отправились в Спасск. От Пензы до Спасска 2 часа езды на машине, по трассе М-5 в сторону Москвы.

Город встретил нас заснеженной красотой елок и берез, просто глаз невозможно оторвать от этой красоты.

-3

Мимо этой красоты мы отправляемся в краеведческий музей, где нас ждет увлекательный рассказ об истории этого города, его промыслах и знаменитостях.

Краеведческий музей Спасска
Краеведческий музей Спасска

На входе встретили милые зверушки, которые обитают в окрестностях городка.

-5
-6
-7
-8

Затем нас погрузили в историю этого городка.

История возникновения города Спасска связана с Новоспасским мужским монастырем города Москвы, основанным в XIV веке. У монастыря в Козловском уезде были земельные угодия, которые в 1647 году понадобились для государственных нужд. Вскоре монастырь отыскал для себя незанятую землю в Шацком уезде Замокшанского стана и обратился к царю с просьбой о выделении ему этой земли. К челобитию присоединился боярин Глеб Иванович Морозов, брат всесильного тогда боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя молодого царя Алексея Михайловича. Женой Глеба Ивановича была знаменитая раскольница Феодосия Прокопиевна, запечатленная художником В. Суриковым на полотне «Боярыня Морозова». В 1654 году царем была послана грамота в Шацк, в которой повелевалось ту пустошь описать, измерить и доложить в Поместный приказ, ведавший выделением земель. Границы отведенной монастырю земли с западной и восточной сторон проходили по рекам Студенец и Сухой Липляй, с северной стороны – по реке Парце, а с южной стороны – по дороге, соединяющей Наровчат и Керенск. Эта дорога шла по нынешней границе полей с. Дубровки через Шелдаис.

-9

11 октября 1662 г. царская грамота повелевала шацкому воеводе, Павлу Хвостову, послать дворянина и подьячего для измерения пустоши в диком поле. 28 ноября 1662 г. царским указом измеренная земля была пожалована московскому Новоспасскому монастырю. Его представители, получив долгожданный документ, определили на новое местопоселение приказчика и служек, которые выбрали место для будущего села у «источины» на возвышенной местности и назвали его Богданово. Жители села Богданова были перевезены монастырем в основном из села Заколпья Владимирского уезда с многочисленными деревнями. Около века село Богданово, по храму – Спасское, жило мирно.

-10

К середине XVII века село официально называлось Спасское.

Не буду глубоко погружать вас в историю. Скажу только, что при Екатерине Великой село стало городом. Сохранилось много предметов городского быта того времени.

-11

А перед зеркалом принято загадывать желания и говорят они сбываются. Я конечно воспользовалась такой возможностью.

Другие залы рассказали нам о героях всех российских войн.

-12

Ну а дольше была сказка. Мы погрузились в игрушечный мир, который создают в селе Абашево Спасского района.

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19

Село Абашево

Село Абашево имело некоторые особенности. Наличие особой глины способствовало развитию гончарного промысла.

-20

В начале 19 века в селе было не более 10 гончаров, и рост гончарного производства относится к периоду «после воли», то есть после отмены крепостного права. Но произошло это не сразу. В середине века абашевские мастера делали только черную посуду.

-21

В конце первого десятилетия 20 века гончар Илья Ефремов привез с Кавказа ось ножного гончарного станка. Другой мастер, проживая в Ташкенте, научился лучше глазуровать посуду. В 1912 году горшечник Голяшкин впервые применил коричневую поливу, которая лучше зеленой окрашивала керамику. Но все же абашевские изделия, по заключению земцев, были еще крайне непрочны, неуклюжи, толсты, тяжеловесны и покрывались поливой неровно и некрасиво. Абашевцы, однако, охотно перенимали достижения мастеров других мест. В 1911 году глазурованную посуду в селе вырабатывали 107 кустарей в 76 дворах, ножные станки завели четыре хозяйства.

-22

Абашевские гончары в 1909 году производили чернолощеные кувшины, корчаги, молочники, печные колена; обливную посуду – кувшины, молочники, горшки, блюда, чайники, кубышки, банки для варенья, банки для цветов, черепушки, сливочники, кашники, кадушки для теста, тазы, рукомойники, масленки, кувшины с двумя ручками, бочонки, долгуши, миски с ручками. Кроме того, среди мастеров были узкие специалисты – игрушечники.

-23

Еще одна черта промысла: он носил семейный характер, в него вовлекались и стар и млад. Дети с раннего возраста привлекались к обмазке сосудов, подготовке глины к работе. После 10 лет они участвовали в разминке глины, с 15 -16 лет уже садились за станки, осваивая вытяжку изделий. От простого к сложному – так и шла эта наука...

-24

При кажущейся одинаковости, Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. В основе старообрядчества лежал стихийный протест народа против роста социального неравенства и угнетения трудового люда. Бедноты в Абашеве хватало. К 1885 году число староверов превысило 830 человек. Люди к официальной религии стали равнодушны, а старой веры держались крепко. Об этом свидетельствует следующий случай. Уездный предводитель дворянства Акинфий Иванович Хохлов, отец знаменитого баритона Павла Хохлова, накануне православного праздника объявил крестьянам: кто не пойдет в церковь, будет таскать мешками песок из оврага. И все староверы, без различия пола и возраста, принялись за указанную им работу.

-25

Однажды на ярмарке в городе Спасске Пензенской губернии появился гость из Москвы, душа которого возликовала при виде бесхитростных творений абашевских дудочников. То был знаменитый по тем временам артист драмы и кино Николай Михайлович Церетели, с дореволюционных лет снимавшийся в фильмах, игравший в столичных драматических театрах. Церетели получил широкую известность после исполнения роли инженера Лося в фантастической ленте режиссера А.Я. Протазанова по повести А.Н. Толстого «Аэлита».

В пензенскую глухомань столичную знаменитость привез сердечный друг, актер Московского Художественного театра Константин Сварожич, сын спасского купца Георгия Кузьмича Турусова, приехавший в родные места в трудные годы гражданской войны. С ними была актриса Московского театра Корша М.Г. Егорова. Они ставили в Красноармейском клубе Спасска сцены из драматических спектаклей. В концертах принимал участие, исполняя Шакловитова из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина», А.П. Хохлов, сын знаменитого баритона. Кстати, именно на землях Хохловых добывали глину, за что абашевские гончары платили значительную аренду.

-26

Церетели принадлежит приоритет открытия для искусствоведов абашевской игрушки. Вот как он пишет об этом: «… есть среди мастеров-кустарей художники, кои в работу над игрушкой вкладывают все то, что радует и поражает их глаз, все свои жизненные наблюдения, претворив их своей творческой фантазией художественные формы. У меня был приятель – гончар в Пензенской губернии, я часто покупал у него игрушки; он отбирал их для меня всегда с особой любовью, радуясь что его произведения попадут к человеку, который, как и он сам, способен восхищаться ими и беречь их.

-27

Сюжеты его игрушек не всегда были обычны. Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображающая офицера в парадной форме, державшего под мышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина – так звали кустаря – как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: « А это офицер украл петуха».

-28

Творчество Лариона Зоткина дало иное направление абашевским свистулькам. «Олени, козлы, бараны, коровы Зоткина едва ли соответствовали представлениям о реальном облике этих животных. Длинные шеи с маленькими головками, увенчанные, точно коронами, рогами разного силуэта, круглые дырки-глаза и рты, экспрессивные морды – характерные особенности старой абашевской игрушки – выступают в новом облике и содержании. Неуемная фантазия автора превратила их в зверей особой породы»,

- пишет И. Богуславская, оценивая роль и место Л.Ф. Зоткина в творчестве абашевских игрушечников.

-29

Судьба Н. М. Церетели и его коллекции трагична. В 1934 году он был репрессирован. Перед войной работал в Ленинградском театре комедии у Н.П. Акимова. Вместе с миллионами ленинградцев пережил ужасы блокады. Эвакуирован осенью 1942 года и 6 ноября умер в Перми. Его коллекция была разрознена. Часть ее попала в Московский музей игрушки, часть оказалась в собрании известного коллекционера Г.Д. Костаки, откуда после его отъезда за рубеж поступила в Эрмитаж.

-30

Сегодняшние мастера продолжают славу Абашевской игрушки. Кроме игрушек в Спасске можно увидеть работы других творческих людей.

-31

Необыкновенных кукол делают мастерицы из Спасска.

-32
Расписная посуда из папье-маше
Расписная посуда из папье-маше
-34
-35

Прекрасные изделия из макраме, вышитые и написанные картины - это все работы жителей Спасска.

-36
-37

А теперь мы отправляемся туда, где растят творческих людей. Это школа искусств города Спасска.

-38

Директор школы рассказала нам, что работают они по методике Льва Вячеславовича Виноградова.

-39
-40

Нам дали небольшой импровизированный концерт. Погрузили нас в мир музыки Эльдара Рязанова.

-41
-42

А затем было прекрасное путешествие по звукам, истории и географии всего мира.

-43
-44
-45

В классе-музее школы искусств мы узнали много интересного о музыкальных инструментах. Прекрасном школьном оркестре и системе, которая воспитывает высокообразованного человека.

-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62

А дальше, по снежной красоте Спасска, мы отправились дальше, изучать историю этого города.

-63
-64
-65

Кстати, во такой Ленин, наблюдает за работой школы искусств.

Дальше наш путь лежал в собор Вознесения Господня города Спасска.

-66

Собор Вознесения Господня, каменный, построен в 1859 на средства купцов Спасска Василия Кузьмича Будникова и Николая Гавриловича Макова.

-67

Господствующий над окружающей застройкой пятиглавый каменный храм с четырехъярусной колокольней, монументальный объем которого дополнительно утяжелен мощными аттиками, является представителем господствовавшего в то время официально «русско-византийского» стиля в его провинциальной трактовке. Имеет пять престолов: три в главной части – в честь Вознесения Господня (главный действующий), св. Иоанна Предтечи (не действующий) и во имя свт. и чуд. Николая (не действующий) и два в трапезной части – во имя св. Василия Великого (действующий) и Казанской иконы Божией Матери (не действующий).

В годы советской власти храм закрывался (по неточным источникам) – 1938 или 1939 гг и был открыт через год.

-68

С 1925 по 1931 гг. в клириком Вознесенского Собора являлся священномученик диакон Григорий (Самарин), причислен к лику новомученников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода от 07 октября 2002 года.

-69

13 декабря 2013 года, указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, храму присвоен статус соборного.

-70
-71
-72

-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80

-81
-82
-83
-84
-85
-86
-87
-88
-89
-90
-91
-92
-93
-94
-95
-96
-97
-98
-99
-100
-101
-102
-103

Завершилось наше путешествие посещением прекрасного местечка, где нас напоили чаем и кофе, а так же мы прикупили в дорогу вкусного Спасского хлебушка.

-104
-105

До свидания чудесный Спасск! Я надеюсь попасть сюда еще и летом.

,