Найти тему

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Что значит быть любознательным? А любопытным? Данное качество присуще только детям? А если это один из гибких навыков взрослых, который позволяет «не тонуть» в рутине?

Любознательность как для детей, так и для взрослых раскрывается в стремлении искать новую информацию, изучать и получать новый опыт, открывать новые возможности и стремиться следовать за собственным интересом.

Если углубиться в определения слов, то можно выяснить, что:
Любопытство - это бессознательное стремление к познанию, которое присуще не только человеку, но и другим живым существам с целью увеличения шансов на выживание.
А любознательность определяется как внутренний стимул человека к получению новой информации с целью развития.
То есть любопытство - это качество, которое заложено природой. Дальнейшее преобразование любопытства в любознательность зависит от полученного раннее опыта субъектом и внешних факторов.

В основе любознательности лежит интерес, который дает «топливо» для решения сложных и часто неоднозначных задач, встречающихся на пути реализации поставленной цели. Любознательность - это навык, который формируется по мере развития ребенка.

Именно любопытство (как врожденный свойство, как фундамент будущего навыка любознательности) позволяет детям задавать множество вопросов, ответы на которые им так хочется получить, копать глубже и искать, искать, искать, формируя столь необходимое качество.

Ведь любознательность влияет:

- на эффективность работы;

- на нахождение инновационных подходов в решение проблем;

- на организацию эффективного сотрудничества и командной работы;

- на формирование жизнестойкости (адаптивности и гибкости);

- на вовлеченность (которая имеет прямую связь с целеустремленностью);

…и многое другое.

Таким образом, любознательность – это не просто особенность какого-то определенного возраста, это навык, который по мере взросления становится залогом адаптивности и способности к профессиональному и культурному росту. И наша задача, как взрослых, заложить фундамент, не дать погаснуть огоньку любопытства с ранних лет, стимулировать задавать вопросы и вместе искать ответы.

В следующих публикациях я разберу: какая существует взаимосвязь между любознательностью и педагогикой, и как педагог и родители могут влиять на развитие столько необходимого навыка.