Найти тему
Киновед в штатском

"Битлджус 2": 12 вопросов, которые хоррор-комедия оставила без ответов

Оглавление

С одной стороны, это очень здорово, что картины, которые много лет назад существенно повлияли на наш вкус и сформировали любовь к кинематографу, спустя десятилетия возвращаются с продолжениями. С другой – столь значимый промежуток времени значительно меняет восприятие старого и нового фильмов и авторами, и аудиторией. Что, разумеется, грозит непониманием, противоречиями и вопросами, на которые сложно дать ответы. С новым "Битлджусом" так и произошло. Вроде бы это та же черная комедия о столкновении реального и потустороннего миров, но и отличия между первой и второй частью очень заметны. Не только стилистические, но и на уровне внутренних механизмов посмертной вселенной.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Чтобы разобраться во всех новых правилах существования в мире мертвых придется озадачиться несколькими непростыми вопросами. Но сперва предлагаю вспомнить краткий сюжет нового фильма Тима Бертона.

Итак, со времени столкновения семьи Дитцев с био-экзорцистом Битлджусом прошло 30 лет. За это время Лидия успела стать звездой паранормальных шоу, выйти замуж и родить дочь Астрид. Увы, супруг Лидии пропал где-то в джунглях Амазонки, что привело к охлаждению отношений с дочерью. Воссоединяются мать и дитя только на символических похоронах погибшего в авиакатастрофе Чарльза Дитца и тут же попадают в водоворот проблем – Астрид становится жертвой призрака-мошенника, а Лидию снова преследует Битлджус.

-3

А теперь, собственно, несколько вопросов, ответов на которые не хватает для того, чтобы верно сложить пазл нового "Битлджуса".

Почему Лидия не видит Ричарда?

Как я уже написал, отчужденность Лидии и Астрид стала следствием гибели Ричарда, мужа и отца двух главных героинь фильма. Проблема была вот в чем – Лидия действительно могла общаться с призраками умерших людей, но только не с почившим супругом, что очень раздражало Астрид, не успевшую толком проститься с отцом. Почему у Лидии и Ричарда не было контакта, непонятно, ведь сам умерший после встречи с близкими в загробной жизни рассказал, что наблюдал за ними. Коллизию можно было бы объяснить тем, что Ричард погиб в Амазонии и, возможно, был привязан к местности, как когда-то чета Мейтлендов была пленниками особняка в Пенсильвании. Но Астрид встретила отца, когда тот уже был в загробном мире – что-то тут не сходится...

-4

Почему Ричард работает клерком на станции?

В первом фильме была озвучена не слишком изящная, но смешная шутка о том, что самоубийцы после смерти становятся в загробном мире клерками и офисными служащими, разбирающимися с делами умерших. В сиквеле Тим Бертон почему-то нарушает это правило – авторы делают служащим вокзала душ отца Астрид Ричарда, хотя тот не покончил с собой, а погиб в Амазонке растерзанный пираньями. Объяснений этому феномену может быть несколько. Возможно, мы знаем не все детали гибели Ричарда. Не исключено, что на работу с умершими в загробном мире отправляют не только самоубийц, но и еще какую-то категорию (например, тех, кто уехал от дочери на край земли). Столь же вероятно, что в загробном мире просто перестало хватать самоубийц!

Как Адам и Барбара смогли вырваться из дома?

Почему в новом "Битлджусе" нет Алека Болдуина и Джины Дэвис, абсолютно понятно – призраки не должны стареть, а сыгравшие Адама и Барбару актеры сильно изменились за 30 лет. Но надо же как-то объяснить и исчезновение героев, ведь они должны были 125 лет провести в заточении в особняке Дитцев. В сиквеле Лидия упоминает, что Мейтленды нашли лазейку в пункте приговора об их пребывании в доме и "двинулись дальше". Но для понимания всей картины этого явно недостаточно. Адам и Барбара получили возможность выйти за пределы дома и теперь 125 лет будут бродить по миру? Или же их приняли в загробный мир, и они теперь проводят время там? А может, паре удалось продвинуться совсем далеко и они сели на поезд душ?

-6

Что случилось с Рори?

Для большего накала страстей в и без того нервное семейство Дитцев Бертон в новом фильме добавил продюсера, а затем и жениха Лидии Рори. Это неприятный персонаж, гнилая суть которого понятна зрителям с первого взгляда. Тем не менее Лидия сперва принимает его помощь с организацией поминок Чарльза, а затем отвечает "Да" на предложение руки и сердца. В итоге Рори оказывается в церкви в кульминационный момент разборок Битлджуса и Долорес, а призванный заклинанием Астрид Песчаный червь проглатывает героя Джастина Теру. Что с ним случилось дальше, никак не объясняется – мы вообще не знаем, что случается с теми живыми, на которых нападает червь...

-7

Какое будущее ждет Делию и Чарльза?

Если гибель Чарльза в "Битлджусе 2" была ожидаема (Джеффри Джонс отлучен от Голливуда за преступления на сексуальной почве), то смерть Делии Дитц стала для зрителей сюрпризом – хоть этот персонаж и не отличался добрым характером, публика героиню Кэтрин О'Хары всегда любила. Гибель Делии стала следствием глупого недоразумения – она скончалась от укуса ядовитых змей во время съемок ролика на могиле супруга – но это не стало препятствием для воссоединения четы Дитцов на том свете. Последний раз мы видели Чарльза и Делию садящимися в поезд душ, что скорее всего означает их окончательный уход. Но как-то слабо верится, что столь неугомонный человек может просто смириться с уходом – рассчитываю увидеть Делию в "Битлджусе 3".

-8

Почему Делия не была на стороне Лидии?

Кстати, о Делии Дитц. Довольно странным выглядят ее взаимоотношения с Лидией и Астрид. Героиня Дженны Ортеги считает мать шарлатанкой и мошенницей, не особенно верит в привидений и старательно избегает любых тем, связанных со сверхъестественным. Всё это отдаляет ее от матери, у которой не находится аргументов, чтобы убедить дочь в существовании загробного мира. Тут бы и подключиться "бабушке" (мы помним, что на самом деле Делия – мачеха Лидии), но та по каким-то невыясненным причинам отказывается подтвердить свою встречу с Битлджусом, Мейтлендами и прочей нечистью. Понятно, что Делия вся погружена в искусство и любит себя больше всех остальных, но неужели за столько лет у нее не нашлось времени и повода поговорить с Астрид о сверхъестественных событиях в их старом доме?

-9

Есть ли у Астрид паранормальные способности?

Астрид не верит в призраков ровно до того момента, пока не встречает одного из них – она врезается в дерево, на котором сидит Джереми, завязывает с ним дружбу, откликается на предложение провести вместе вечер Хэллоуина и только в момент поцелуя понимает, что оказалась в плену обаяния привидения. Судя по всему, встреча с Джереми – первый для Астрид опыт общения с призраком. И вот что интересно – обладала ли девушка паранормальными способностями прежде? Или умение видеть мертвых пришло к ней после посещения дома Мейтлендов? А дальше она продолжит видеть мертвецов? Сможет общаться с отцом? Или дар снова исчезнет?

-10

Почему Битлджус настолько одержим Лидией?

В оригинальном фильме Битлджус использовал отчаяние Лидии, чтобы заманить ее в свои сети – чтобы спасти Мейтлендов, юная героиня соглашается выйти за био-экзорциста замуж. К счастью, союз не состоялся – с помощью заклинания Барбара призвала песчаного червя и отправила Битлджуса обратно в загробный мир. Удивительно, но в сиквеле нам говорят о том, что персонаж Майкла Китона не оставил надежд связать свою жизнь (или смерть) со сбежавшей невестой – у него на столе стоит фотография Лидии, он так хочет затащить ее под венец, что преследует в видениях. Откуда такая страсть? Нам известно, что у Битлджуса были и другие пассии, да и не выглядит он однолюбом при всем старании. И тем не менее, ему нужна Лидия. Зачем?

-11

Остается ли Долорес угрозой для загробного мира?

По недосмотру уборщика (блистательное камео Дэнни Де Вито) в самом начале сиквела на свободу вырывается древний монстр – бывшая супруга Битлджуса Долорес, убитая, расчлененная и разложенная им по разным коробкам (справедливости ради, убивать Долорес начала первая). Уничтожив на своем пути нескольких работников загробного мира, очаровательная мертвячка в исполнении Моники Белуччи стремительно приближается к цели своей мести, но в решающий миг уже в мире живых ее проглатывает Песчаный червь, что должно перенести дамочку обратно в загробное царство. На этом сюжетная линия Долорес обрывается, но мне было бы интересно узнать – справились ли с ней на том свете, ведь для мертвых она представляет не меньшую угрозу, чем для живых...

-12

Что Долорес делала с мертвецами?

В отношении Долорес интересен и вот еще какой аспект. До знакомства с Битлджусом в охваченной эпидемией чумы Италии Долорес была ведьмой, питавшейся душами людей. В первую брачную ночь колдунья отравила своего супруга, но тот успел нашинковать возлюбленную топором, прежде чем отправиться на тот свет. В загробном мире, собрав себя по кусочкам, ведьма продолжила заниматься любимым делом – теперь она высасывала души из мертвых. Или что она делала с усопшими? И что происходило с душами тех, кого она "высосала" в подземном мире – они попадали в какой-то следующий загробный мир? И кстати, почему у Долорес сохранились ее сверхъестественные способности после смерти? Может, она не совсем умерла?

-13

Что случилось с Битлджусом?

К разочарованию заглавного героя, в финале сиквела ему снова не удалось связать себя узами брака с Лидией – Астрид нашла способ объявить недействительным соглашение между ее матерью и назойливым био-экзорцистом. А закончилось всё совсем плохо – трижды произнеся имя недавнего жениха, Лидия заставила Битлджуса надуться и лопнуть. Больше ни мы, ни герои его не видели, за исключением кошмара, приснившегося несостоявшейся вдове болтливого призрака. Интересно, что Битлджус не появился больше ни в зале ожидания, ни в своем кабинете, ни на платформе поезда душ – решительно непонятно, где он может быть после своего поражения. И чем были вызваны те видения Лидии? Ее переживаниями, или же пакостник снова пытается добраться до объекта своего обожания?

-14

Как поживают инфлюенсеры, которых "сожрали" гаджеты?

Закончить хочется вопросом, который тревожит меня больше всего. О массовке редко кто-то задумывается, но было бы чрезвычайно любопытно узнать, что произошло с приглашенными на свадьбу Рори и Лидии инфлюенсерами и трендсеттерами. Магическое заклинание позволило смартфонам и планшетам засосать этих безымянных гостей, но чем волшебство закончилось, никто не знает. Они умерли? Их засосало в какую-то виртуальную реальность или киберпространство? А может, они просто моментально оказались каждый у себя дома? Не то, чтобы меня особенно беспокоила судьба бесполезных блогеров, просто несколько смутило то, что их жестоко вырвали из реальности и... просто забыли.

-15

Это, пожалуй, всё, что мне хотелось бы знать по итогам первого просмотра. К счастью, картины Тима Бертона располагают к тому, чтобы пересматривать их многократно (я бессчетное количество раз возвращался к "Бэтмену", "Всаднику без головы", "Франкенвини" и всегда получал удовольствие от новых встреч), поэтому мы обязательно еще обсудим "Битлджус Битлджус" – благо аспектов для рассмотрения можно найти множество. А пока предлагаю порадоваться тому, что в коем-то веке долгожданное продолжение получилось достойным оригинала. А в чем-то его даже превзошло.

-16

Но это потом – пока же я хочу переключиться на другие темы, вышло столько всего интересного, обо всем хочется рассказать, всё хочется обсудить. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подпишитесь на нас в телеграме, тогда вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, живите долго, и...

-17

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: