Глава 3. Продолжение темы: Детские тренировки на методе академика Бутейко. Н.А. Лапа особо выделяет, что если ребенку не объяснять суть метода, то « вся методика обучения для него- ребенка, превратится в сплошные штампы: (типа) Заклеить рот на ночь. Тренировка – это 10 контрольных пауз. Снятие приступа- это пять дыхательных циклов и т.д. ( мне трудно точно сказать, что имеет Лапа ввиду в данном случае- под пять дыхательными циклами. Вообще тогда они приступы снимали затяжной максимальной паузой… Но и это чревато. Сама по себе максимальная пауза тоже ведь раздышивает, если ее часто употреблять.) Лапа говорит дальше, что « Для лучшей мотивации и усвоения метода можно дать возможность одному ребенку, который уже усвоил метод ВЛГД, объяснить его суть ребенку пришедшему впервые. Причем с примерами из личной практики, с удачами и ошибками, со своими собственными способами расслабления и др. Учиться жить по- новому должен не только ребенок, но и его родители!! Поэтому они не должны забывать о носовом дыхании, прогулках, еде. По особенностям методического подхода,- говорит Н.А. Лапа,- можно разделить детей на ТРИ возрастные группы: Первая группа- это дети в возрасте ДО ОДНОГО ГОДА! Вторая группа- это дети в возрасте от 1 до 3 лет. Третья группа- это дети старше ТРЕХ лет. ( от себя, в качестве комментария к ее докладу, хочу добавить, что сам Константин Павлович Бутейко говорил методистам, что детей с ЧЕТЫРЕХ лет уже надо учить КАК ВЗРОСЛЫХ!! По взрослой методике. Н.А. Лапа, как мы увидим далее, тем не менее, применяет детские тренировки детям от двух до 7 лет. Это, конечно, тоже не помешает. Дети и в семь лет еще дети. Но надо помнить указание К.П. Бутейко. И детям с ЧЕТЫРЕХ лет обязательно помимо детской тренировки надо давать и тренировку взрослую.) Сами, сами, сами ТРЕНИРОВКИ малышей до годика!! В первую группу Н.А. Лапа относит детей до ОДНОГО года. И вот, что она предлагает: Заниматься с детьми в возрасте до 1 года по методу ВЛГД необходимо с САМОГО РОЖДЕНИЯ!! Не надо ждать пока ребенок ВЫРАСТЕТ и начнет понимать ваши теории и рекомендации. К детям младшей возрастной группы относится ЛИКВИДАЦИЯ ГЛУБОКОГО ДЫХАНИЯ. А волевую… часть должны взять на себя РОДИТЕЛИ!. Это им надо запастись силой воли, терпением и любовью к ребенку, чтобы вырвать его из рук болезни. Ликвидация глубокого дыхания у детей этой возрастной группы осуществляется с помощью целого ряда факторов, уменьшающих глубину дыхания. А также мероприятий по нормализации носового дыхания. Сюда можно отнести: 1) Тугое пеленание ребенка. 2) Фиксацию рта соской или пластырем. ( Здесь я от себя добавлю, что полоска пластыря на рот на ночь- вроде бы неплохое дело, чтобы дите не раздышивалось. Клеить ее лучше ПОПЕРЕК губ, а не повдоль. Но тогда маме нужно всю ночь проверять- а дышит ли ребенок носом-то… Иначе он может задохнуться. Поэтому строгий контроль при пластыре АБСОЛЮТНО необходим. А сама мера многое дает, если СОБЛЮДАТЬ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ!! Если нет уверенности, что не проспите- лучше не делать. Если есть уверенность,- мера хорошая.) 3) Водные и закаливающие процедуры. ( В коротком докладе на конференции Н.А. Лапа не могла сказать поконкретнее. Что можно посоветовать? Ополаскивать ребеночка прохладным душиком. А потом получше его растирать полотенцем. На ночь неплохо ступни ножек обмывать в ванне прохладной водичкой. И потом тщательно растереть сухим полотенцем. Почему это поможет снизить глубину дыхания? Да потому что от постоянного кутания и перегрева дите раздышивается! А такие- мягко- охлаждающие меры помогут снизить глубину дыхания!) 4) Физические упражнения. ( В докладе Н.А. Лапа не называет их конкретно. Но что можно дать малютке из физических упражнений? При таком малом возрасте могу только сослаться на опыт нашего методиста Сергея Николаевича Чешева. Он много лет принимал роды у молодых мамаш. А потом лично посещал новорожденных. Сам он мастер спорта. И вот, что он проделывал с детьми до годика: При маме брал их за ручки, приподнимал от земли. И начинал раскачивать. То в стороны, то вверх- вниз. (правда смотреть на это со стороны страшновато…) Потом брал их за ножки и раскачивал головкой вниз. Потом ложил на спинку и имитировал сгибание и разгибание рук в суставах. Как бы накачивание бицепсов. И тому подобные штучки, которые они придумывали уже с каждой мамашей отдельно. Все это он снял на диск. Фрагменты этого могут быть у моего издателя Виктора Валентиновича Кафарены. Однако, я не призываю родителей ТОЧНО копировать приемы мастера спорта. Может вы придумаете, что-то и менее опасное. Но двигать ребенка ручками и ножками,- имитируя зарядку, НЕОБХОДИМО!) 5) Рациональное питание. (Здесь опять же докладчик не дает пояснений. А под словами рациональное питание сейчас кто что только не подразумевает… Для детей с трех лет мы будем говорить о питании подробнее. Здесь я себя уверенно чувствую. С малютками до года- посложнее. Ведь первые месяцы вообще идет вскармливание ребеночка грудью. Чего уж может быть еще рациональнее, чем материнское молоко? Потом, конечно, добавляются всякие детские смеси. И некоторые из них могут, возможно, ребенка раздышивать сильнее, чем хотелось бы. Ну, а если следовать пожеланиям самого автора метода, то Константин Павлович самой целебной считал пшенную кашу. Если ваш ребенок хотя бы с нескольких месяцев будет ее кушать, то это можно назвать рациональным питанием. А так следует просто подчеркнуть, что до года больше надо полагаться на пеленание, закаливание и детские посильные физические упражнения ( когда мама сгибает дитю ручки, ножки и т.д). Потому что во время упражнений подкапливается СО2. И это накопление положительно влияет на здоровье ребенка). 6) В качестве непосредственной тренировки по методу Волевой Ликвидации Дыхания можно использовать методику, предложенную И.Б. Чарковским: ныряние детей в ванне, работа с душем, обучение плаванию новорожденных. Это прекрасная методика. Каждый нырок- это по сути проделывание контрольной паузы. Их количество следует постепенно доводить до ста- двухсот в день. ( вот так вот советует тренировать дыхание у грудных младенцев врачметодист Н.А. Лапа. Здесь я считаю абсолютно необходимым добавить свои комментарии. Да. Как еще ребеночка до годика можно заставить уменьшать дыхание? Только нырянием в ванной на первый взгляд. И это действительно неплохо. Он тут и ротик закроет, и во время паузы СО2 будет копиться. Есть здесь хорошие моменты. Но… Ничего нельзя доводить до перебора! Если дите заставить нырять по ДВЕСТИ раз в день, то… Ну сами посудите. Это ему, как Ихтиандру, придется жить в этой ванне. Ему осточертеет и эта вода, и ныряния. И вместо положительных эмоций пойдут ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ. Я бы посоветовал количество ныряний не доводить больше, скажем, тридцати в день. Но зато советую помимо ныряний добавить вот такой тренировочный фрагмент. И вовсе не обязательно в ванной. Где угодно. Это очень простой фрагмент. И даже детки до года вполне его могут понимать. Просто время от времени ( особенно, когда вам кажется, что ребеночек дышит особенно шумно и глубоко) разверните ребенка лицом к себе. Он при этом у вас на руках. Продолжайте левой рукой прижимать его к себе. А правую демонстратаивно поднесите к своему рту. Два пальца- указательный и длинный прямо к своим губам. Смотрите в глаза ребенку. И говорите обычное- Т..сс… Тихо, мол, тихо. Кто-то крадется… Это и так делают нередко мамы, когда ребенок плачет. А теперь вы это будете делать сознательно, чтобы он почаще закрывал ротик и затаивал дыхание. Так что десять минут тренировки можно проводить в чередовании вот таких затаиваний и временного расслабления. Вот, что на сегодня мы можем рекомендовать для тренировок детей до одного годика на методе ВЛГД. Это, конечно, еще не стандартные взрослые тренировки с сидением на стуле по пятнадцать минут. Но, поверьте, лучше хоть вот так, но начинать тренировать ребеночка с младых ногтей. А не жать пока он подрастет хотя бы до трех лет…. Ведь за это время он НАДЫШИТ себе много недугов! А вот эти нехитрые приемы отобьют эти недуги еще на подходе.