Вернемся к теме принятия решений. Это один из важных навыков гармоничного человека. Если же не уметь принимать решения, велик риск того, что решения начнут принимать за вас и далеко не факт, что результат вам понравиться.
Если говорить о том, как формируется отсутствие навыка принятие решения, то в большинстве случаев в результате контролирующего воспитания.
Разумеется, полную свободу воли давать ребенку с младенчества не стоит. Вполне оправданно контролировать времяпрепровождения ребенка в самом детстве. Но с каждым годом свобода воли должна расширяться.
Если мы посмотрим на естественное течение. Сначала ребенок был буквально одним целом с мамой и логично, что сам он ничего решать не может. Но затем он рождается и возникает граница с телом матери.
В дальнейшем ребенок растет и у него появляется свобода самостоятельно передвигаться, а не быть заложником рук родителей. С каждым годом ребенок может все дальше и дальше отходить от мамы, появляются новые люди в его жизни, новые места, новое окружение.
Ребенок начинает выбирать, что он хочет есть, чем он хочет заниматься, с кем он хочет общаться и т.д.
В конечном итоге ребенок вырастает и выбирает свой путь по жизни и уже сам несет ответственность за себя, за свое будущее, за свои выборы.
Это то, как в идеале должно происходит – постепенное расширение воли. Но в реальности далеко не каждый ребенок эту волю приобретает.
Иногда доходит до такой степени, что ребенок вообще себя перестает чувствовать, чувствовать свои потребности и желания. А зачем ему этот навык? Мама же лучше знает, что нужно ребенку.
Если ребенок с детства привыкает, что в мире как-то само все происходит, мама решает его проблемы, интересы как-то сами приходят в его жизни, во взрослом возрасте люди также будут ждать чего-то волшебного.
Что проблемы сами разрешаться, что интересы сами появятся, что найдутся, сами отношения, друзья, работа, хобби и т.д. Ну а сам человек, разумеется, на мир никак не может влиять.
Также довольно частой проблемой, с которой сталкиваются люди, не умеющие принимать решения – абьюз.
Если нет собственной воли, вам эту волю могут навязать. Особенно часто так происходит, когда отсутствие воли сочетается со страхом одиночества и отвержения. «Я так боюсь отвержения, что соглашаюсь на все, что мне предлагают люди».
Если раньше контролирующую роль занимали родители, во взрослом возрасте эту роль берет на себе окружение – партнер, друзья, коллеги и т.д.
Также доверие к себе не формируется. Как можно научится доверять себе, если у вас никогда не было опыта полагаться на себя. Вы будете в себе не уверены, постоянно сомневаться. Самооценка естественно на нуле.
Доверие к себе формируется только в опыте. Когда вы положились на себя и смогли справиться. И опыт должен многократно повторяться.
Что же нужно, чтобы научится принимать решения?
1. Ассертивность
Необходимо развивать здоровую агрессию. Умение говорить нет, умение показать человек, что вам не нравиться, умение отстоять себя в конфликтах и т.д.
В самом по себе навыке нет ничего сложного. Никакой проблемы что-то сказать/сделать – нет. Есть проблема в последствиях. Ведь несложно говорить: «Нет», сложно столкнуться с последствиями собственного отказа – возможная агрессия со стороны другого человека, отвержение, осуждение, непринятие.
Плавно перетекающий навык из ассертивности – допущение негативных последствий. Вы должны быть готовы к тому, что людям вы не понравитесь. А учитывая, что вы столько времени подстраивались – велика вероятность, что это точно не понравиться. Окружение привыкло к тому, что вы удобны.
Если вы сможете отказываться от людей, тогда и отстаивание собственных границ не будет для вас такой трудностью.
Логичный вопрос – а что вас удерживает с вашим окружением? Как правило — это либо отсутствие навыков коммуникации. Вам может быть страшно потерять человека, потому что другого найти не сможете. И тогда вы держитесь за то, что имеете, хотя далеко не факт, что окружение вас устраивает. Альтернатив просто нет.
В таком случае – необходимо учится строить отношения, вступать в новые коммуникации, общаться, развивать навыки.
Другой вариант – вы сами не справитесь. Если человек уйдет, вы не сможете самостоятельно решать свои проблемы.
В этом и состоит ловушка. Вы держитесь за людей, потому что самостоятельно не решаете свои проблемы. Самостоятельно не решаете свои проблемы, потому что как раз из-за окружения научиться не можете.
В таком случае есть два варианта решения. Первый – как учили раньше плавать. Кидают в воду, а дальше, как пойдет. Повезет – научитесь плавать, не повезет – пойдете ко дну.
Если перенести на принятие решений. Необходимо отделиться от людей и самостоятельно «поплыть». Радикальный метод, но тоже имеет место быть.
Другой метод более щадящий. Постепенно учиться самостоятельности в тех условиях, в которых вы находитесь. Если что-то делает другой человек, просить его научить вас, а не надеяться на то, что он будет вечно за вас что-то решать.
2. Сотрудничество
Постоянная конфронтация со всеми ровно, как и тотальное подчинение чужой воли – решает вас возможность принимать решения.
Делать вопреки тому, что вам говорят ничем, не отличается от поведения по указке. И там и там решаете не вы.
Вы точно также не имеете свободы воли. Вы заложник чужой оценки. Только в обратную сторону. Если вы не можете согласиться с чем-то из принципа и сделать так, как вас просят, хотя и понимаете, что так будет лучше – это яркий признак отсутствие собственной воли.
Поэтому важно развивать навыки не только независимости и умения быть в отдельности от других людей, но и развивать навыки работы сообща. Иногда чужие советы бывают дельными и не стоит ими пренебрегать
Тут можно привести пример с изменами. Есть ли у вас выбор не соблюдать соглашения в паре? Безусловно. Но если вы выбираете изменять, хотя вам партнер говорит не делать этого – велик риск того, что вы потеряете ценные отношения.
На что опираться в сотрудничестве? На два вопроса: «что получает человек, который мне предлагает?» и «что получаю я от этого предложения?».
Если выгода только у другого человека, то стоит задуматься о том, а нужно ли такое сотрудничество.
Если выгода только у вас, стоит задуматься, а зачем другому человеку с вами взаимодействовать.
3. Ответственность
Что отличает человека с волей, от человека без воли? Умение брать ответственность. Чтобы не выбрал человек – послушаться кого-то или поступить по-своему, и в том, и в другом случае есть компонент ответственности.
Я выбираю поступить так, как мне говорят не потому, что мне так сказали, а потому, что я это выбрал. У меня есть выбор не выбирать.
Я выбираю поступить противоположным образом не потому, что у меня принципы делать все по-своему. А потому что у меня есть выбор.
И даже если вы не делает выбор – вы тоже делаете выбор и несете за него ответственность. Вопрос в том, ваша воля к этому пришла или вы вынуждены?
Если вы принимаете последствия своего бездействия, принимаете последствия подчинения чужой воли, принимаете последствия противодействия – это ваша воля и ваши решения.
Нет какого-то волшебного способа научится принимать решения. Есть только опыт. Вы его либо получаете, либо нет.
Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на мой канал - https://t.me/psyvlaur
Если вы столкнулись тревожностью, приглашаю вас на консультацию - http://viktorialuar.tilda.ws/