Обида, раздражение, смущение, стыд, разочарование в деятельности и даже потеря веры в себя - вот что может чувствовать практически любой человек, столкнувшись с критикой.
Полезно уметь работать с критическими высказываниями, чтобы обернуть их себе на пользу.
Рассмотрим разные виды критики, чтобы лучше понять, какую информацию нужно принять к сведению, а какую отбросить.
Эмоциональная критика представляет из себя обратную связь на основе эмоций. Этот вид критики может быть подвержен предвзятости или влиянию личных интересов.
Сообщения могут звучать так.
"Мне понравилось/не понравилось". "Мило." "Красиво." "Не интересно".
Эта информация помогает нам понять, как люди реагируют на результаты нашего труда и творчества. И позволяет сориентироваться, как сделать так, чтобы нравится нашей целевой аудитории.
Авторитетная критика - вид критики, основанный на авторитете, традициях и правилах.
Она предполагает, что люди или организации, наделённые полномочиями, могут оценивать и критиковать определенные аспекты жизни или деятельности.
Авторитетная критика бывает полезна, чтобы помочь нам понять, какие нормы и ценности являются важными в нашем обществе, какие решения являются правильными или неправильными, и какие последствия они могут иметь.
Это информация о том, является ли результат нашего труда достижением или нет; какие документы (дипломы, сертификаты) разрешают вести определенный вид деятельности.
Этот вид критики хорошо работает на личный бренд, помогает понять где мы должны учиться, какие документы иметь, чтобы быть признаннными в определенной сфере деятельности.
Экспертная критика - это высказывания о плюсах и минусах нашей работы, основанные на мнении экспертов в определенной сфере деятельности. Эти люди, как правило, имеют глубокие знания и опыт в конкретной области и могут дать объективную оценку.
Экспертная критика, как правило, очень локальна и говорит о том, что мы можем улучшить или исправить.
Это самый ресурсный вид критики, который даёт возможность нам развиваться и совершенствоваться.
Если вы хотите узнать больше об эффективных приемах, которые позволят вам не впадать в отчаяние от критических высказываний, совету вам прочитать следующие книги.
"Злая критика. Психология правильных реакций". Автор Мария Носова.
"Спасибо за обратную связь. Как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы". Авторы Дуглас Стоун и Шейла Хин.
Если информация полезна - смело жмите "Сказать спасибо" внизу.
Научиться обращать критику на пользу себе, своей самооценке и работе, можно на консультации со мной, психологом Татьяной Сергеевой. Запись в Telegram +7902-409-0371
Автор: Татьяна Сергеева
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru