Это цикл статей на тему: "Психоаналитические теории нарциссизма".
Идея "нарциссизма" была представлена английским ученым X. Эллисом в его работе "Аутоэротизм: психологическое исследование" (1898), где он описал одну из форм извращенного поведения, связанную с мифом о Нарциссе.
В психоанализе термин "нарцизм" был введен Фрейдом в 1910 году для описания процессов либидо, сосредоточенных не на других сексуальных объектах, а на собственном Я.
ФРЕЙДОВСКАЯ ТЕОРИЯ НАРЦИССИЗМА
Согласно Фрейду, младенец - аутоэротичен, и его основным объектом любви является он сам. Поэтому первичный объект любви, по Фрейду, - он сам, а вторичный - мама и др.
Так, он выделяет первичный и вторичный нарциссизм:
- первичный нарциссизм - как этап психического развития, когда либидо направлено на самого себя, т.к. еще нет разделения между мной и Другими;
- вторичный нарциссизм - изъятие либидо из объектов и обращение его вновь на собственное Я.
Из-за голода и инстинкта самосохранения младенец обращается к груди матери. В результате младенец начинает перенаправлять свое либидо на грудь матери.
Так, для младенца грудь является не только источником питания, но и источником сексуального удовольствия, т.к. рот - эрогенная зона, что превращает грудь в объект сексуального влечения. Этот процесс Фрейд называет анаклитическим объектным выбором.
Таким образом, стремление к самосохранению приводит к удовольствию и, в конечном итоге, к формированию объектных отношений: сначала с грудью, затем с матерью.
По Фрейду, человек выбирает объект по:
- опорному (анакликтическому) типу - объект, который похож на тот, что стал первым объектом любви ребенка вследствие того, что кормил его, заботился о нем и обеспечивал его безопасность.
- нарциссическому типу - человек стремится найти объекта:
а) такого, как он сам (самого себя),
б) такого, каким человек был когда-то,
в ) такого, каким человек хотел бы быть сам,
д) такого, который был бы частью собственной самости.
«Мы вовсе не пришли к решению, что все люди распадаются на две резко различные группы в зависимости от того, имеется ли у них нарциссический или анаклитический тип выбора объекта, а предпочитаем допустить, что каждому человеку открыты оба пути выбора объекта, и предпочтение может быть отдано тому или другому».
Так, Фрейд считает, что нарциссизм у взрослых возникает из-за врожденных особенностей психики и свободного выбора младенца.
Таким образом, он почти игнорирует реальные отношения между ребенком и матерью.
- Фрейд также вводит понятие -"Я-Идеал" (Эго-идеал), которое отличается от Супер-Эго. Супер-Эго наблюдает и оценивает, насколько личность соответствует Я-идеалу.
При нормальном развитии достаточно большая часть энергии либидо направлена на взаимоотношения с различными объектами: родители, партнер, друзья и т.д.
Другая же часть либидо направлена на Я-Идеал. При вторичном нарциссизме Я-Идеал избыточно катектирован (нагружен либидо), что приводит к избыточной мотивации к достижениям, чтобы соответствовать Я-Идеалу.
КЛЯЙНИАНСКАЯ ТЕОРИЯ. Развитие трудов М.Кляйн Г. Розенфельдом
Нарциссизм, согласно кляйнианскому подходу, - патологическая защита от боли, которая была вызвана первыми примитивными объектными отношениями: отношения с материнской грудью.
М. Кляйн опровергала концепцию Фрейда:
«нарциссизм и аутоэротизм существуют в младенце одновременно с первым отношением к объектам – внешним и интернализированным».
При этом Кляйн отмечала, что она и Фрейд по-разному понимают "объект". И также отмечает, что находит у Фрейда упоминание о «либидинозной привязанности младенца к материнской груди» (о чем я писала выше).
Кляйн выделяла 2 позиции (взамен стадиям развития):
- шизоидно-параноидную (до 3-4 мес.)
- депрессивную.
Для ПНШ позиции характерны защиты: отрицание, расщепление и проективная идентификация. Эти защитные механизмы необходимы, чтобы уменьшить внутреннее напряжение, вызванное персекуторной тревогой (страх враждебности) и аннигиляционной тревогой (распада, разрушения).
Так, шизоидно-параноидная позиция характеризуется наличием нарциссических объектных отношений, при которых мир делится на хорошие и плохие объекты.
Собственные негативные, разрушающие импульсы (страхи, тревоги) "вкладываются" в первичный объект за счет проективной идентификации. Так, например, материнская грудь (есть плохая, а есть хорошая) является как бы собственностью младенца, в которую он проецирует части своей самости.
Когда присутствует плохой объект (во время того, как ребенок голоден, появляющаяся грудь - плохая, т.к. ему самому плохо, дискомфортно), у ребенка возникает непереносимая тревога, поэтому нужна фантазия, что есть какой-то хороший объект (хорошая грудь, она возникает тогда, когда ребенок сыт, доволен), чтобы снизить тревогу. И когда младенец наслаждается чем-то хорошим, чтобы оградить себя от неудовольствия, нужно фантазировать, что в этом хорошем нет ничего плохого.
Поэтому расщепление действует, чтобы поддерживать хороший объект абсолютно хорошим, а плохой объект - абсолютно плохим.
Хорошее, достаточное кормление (происходящее вовремя, незаблаговременно) является основой хорошей интроекции материнской груди. Если недокармливать или перекармливать младенца, то это будет вызывать фрустрации в раннем возрасте, что может привести либо к негативной интроекции материнской груди, либо появлению чувства зависти к ней.
Так, для младенца особенно важным является переживание хорошего опыта, т.к. оно важно для здорового развития психики. Интроецированный хороший объект, как фундамент, на который можно опереться и не бояться плохого.
Переход к депрессивной позиции
Так, осознавая, что и "хорошие" и "плохие" объекты на самом деле не разделены: они хорошие и плохие одновременно. Здесь младенец нуждается во внутренней силе, чтобы пережить чувство вины, которое возникает при осознании причиненного ущерба объекту.
Тревоги переходят от страха быть уничтоженными к страху уничтожить других, причинить им страдания.
Опираясь на теорию Кляйн, Г. Розенфельд полагал, что «нарциссическая организация» личности - это выражение зависти и защита от зависти.
По его мнению, человек такого типа борется против установления зависимых, отношений с окружением, поскольку такие отношения приведут его к переживанию собственной зависимости, а значит – зависти и ощущению собственной деструктивности.
"Зависимость от объекта подразумевает любовь и признание ценности объекта, что ведет к агрессии, беспокойству и боли из-за неизбежных фрустраций".
То есть, мы можем предположить, что когда-то такой человек усвоил, что быть зависимым - разрушительно для него. Когда-то его отвергли. Когда-то зависимость принесла боль, и снова эту боль испытать человек не готов. "Если я завишу от тебя, значит у тебя есть то, что мне нужно, чего нет у меня. Значит, я тебе завидую. И если ты меня покинешь, я снова почувствую себя отвергнутым и сильно фрустированным".
Такой человек может обратиться за помощью и прийти в терапию чаще всего из-за того, что наступила угроза его всемогуществу (бросил партнер, уволили с работы, обесценили, перестали общаться, изменили и т.д.). И он просит вернуть все назад.
В терапевтических отношениях такой пациент довольно часто затем использует терапевта для избавления от нежелательных (плохих) частей себя, как младенец в ПШП "вкладывает" плохие части себя в частичные объекты (не я чувствую себя плохо и голодно, а это грудь плохая). Это удовлетворяет нарциссические потребности пациента, так как он воспринимает себя как полностью хорошим, а терапевта плохим.
Нарциссические защиты: расщепление, проективная идентификация берегут Эго субъекта от осознания собственной уязвимости и потребности в здоровой зависимости от других. Чувствительность, уязвимость и потребность ощущается как разрушающие.
Переход от ПШП к депрессивной позиции в терапевтических отношениях будет сопровождаться чувством вины за причиненный ущерб, осквернение и обесценивание терапевта.
Это очень важный этап, но и очень болезненный для пациента, здесь есть сильное желание все бросить и сбежать, ведь здесь он чувствует себя уязвимым. Он боится, что другой, т.е. терапевт, от которого он теперь зависит, легко может все хорошее, что он дает (контейнирование, внимание, интерес, стабильность и т.д.) отобрать, оставив пациента уязвимым и нуждающимся.
Розенфельд отмечал роль травматического опыта ранних объектных отношений в формировании нарциссических расстройств, защитную функцию идеализации, которая не должна слишком быстро разрушаться в ходе анализа и важность постепенного снижения интенсивности зависти в ходе терапии без ее прямой конфронтации.
Одним из последних нововведений Г. Розенфельда в теорию нарциссизма стало различение им толстокожего и тонкокожего нарциссизма.
Так, по моему мнению, Кляйн обратила бóльшее внимание на причины нарциссизма, кроющиеся в травматичном опыте ранних объектных отношений.
Коллеги, буду рада Вашей активности, комментариям, правкам, добавлениям и размышлениям.
Автор: Инюшева Владислава Николаевна
Психолог, Психоаналитический подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru