Это второй урок первого модуля "Откровение о Логосе" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.
Как вообще мы можем узнать о чем-либо? Эпистемология. Если Бог есть Бог, как вообще мы можем быть такими надменными, говоря, что понимаем Его? Эпистемология.
Эпистемология изучает, как вообще можно что-либо понять о Боге. Я имею в виду, как вообще мы можем хотя-бы слегка прикоснуться к познанию о бесконечном вечном Боге? Мы пытаемся что-то понять про простые шашки, а Он играет в трехмерные шахматы. И это нормально, если мы чего-то не понимаем, будьте уверены, вы все равно не поймете. Человеческая же гордость и страх всегда пытаются перешагнуть границу тайны, поскольку мы хотим иметь небольшую рамку доктрины, в которую пытаемся поместить Бога, втиснуть Его в безопасную коробочку нашего понимания. Мы реально переоцениваем нашу способность вообще что-либо понимать о Боге.
Но Он все же желает быть познанным, Он избрал путь явить Себя открыто. Его волей не было оставить нас во тьме, Он пожелал явить человечеству Свою обнаженную личность. Он Сам являет Себя, но не холодным исчисленным списком доктринальных принципов, Он предпочел раскрыть Себя лично, во взаимоотношениях, придя в личности Христа, став нами самими и полностью переплетясь с человеческой расой.
Друзья, я скажу так: наши попытки спроецировать богословское понимание Бога и представления о Нем вне личности Христа — это явное высокомерие, и это невозможно. Но именно этим мы и занимаемся! Поэтому, неудивительно, что харизматы склонны вообще отвергать всякое богословие, поскольку обычно это подобно броскам дротиков в мишень (т.е., попадания случайны). И от этого христология становится лишь одним из разделов в учебнике. У нас есть разделы о сотворении, о законе, о пророках, о священстве, о поклонении, там же есть небольшой раздел об Иисусе, о христологии. Далее — освящение, пророчество и т.д. Таким образом, Иисус становится лишь небольшим разделом в руководстве пользователя.
Позвольте вам сказать: Иисус — это не просто примечание. Он точно не является небольшим примечанием об исправлении того, что накосячил Адам. Иисус — это линза, через которую мы понимаем все остальное. Конечно же, все христиане чтут Иисуса своими устами. Но, тем не менее, мы движемся дальше, чтобы Его объяснить, и создаем свои небольшие аккуратненькие философские конструкции, которые переполнены всевозможными метафизическими идеями о Нем. Как будто наш килограммовый мозг способен охватить и вместить за пределами того, что возможно познать о родоначальнике вселенной.
На самом же деле это лишь проекция страха, Бога просто низводят до набора сформулированных концепций и идей, ведь такого бога намного легче контролировать, не так ли? Ведь, как боязливые творения, мы предпочитаем иметь пульт управления богом, которого сами и создали.
Для начинающих, давайте я скажу так, пока мы не углубились в какое-то богословие, особенно касательно Троицы и воплощения: нам необходимо иметь здоровый аппетит к христианской мистике, для нас должно быть нормальным не обладать всеми ответами. Благая весть в том, что Ответ обладает нами. Христианский мистицизм, укорененный в близости и созерцании Христа — это не просто предопределенные человеческие представления о Боге, чтобы сделать какой-то Его набросок на листе бумаги, каким-то образом связанный с Иисусом.
Свойство мистики в том, что она не обязательно требует соединить все точки в одну картину из-за страха. Мистика может содержаться в личных отношениях с Богом, без тщетных попыток объяснить все на свете. Но, опять же, не в каждой мистике есть евангелие. По сути, большинство мистических учений ненавидит богословие, в них ужасное богословие. Богословие жизненно важно, но если мы хотим иметь правильную картину Бога, оно должно быть основано на христологичной линзе. Итак, чаще всего то, что мы говорим, что мы знаем о Боге, богословская отправная точка разговора о Нем, начинается с абстрактных принципов.
Как большинство людей начинают говорить о Боге? — Они складывают вместе кучу метафизических концепций. Конечно же, они используют Библию, цитируют места Писания. Они используют такие слова, как «Бог суверенен», «Бог справедлив», «Он всемогущий», «Он святой», используют слова, начинающие на «все» — всемогущий, всезнающий, вездесущий и т.д. И мы спорим друг с другом обо всем этом, разделяясь на небольшие лагеря — либералы, консерваторы, кальвинисты, пятидесятники — как-бы уникальные и отличные друг от друга, каждый из которых основан на том, каким образом они решили скроить вместе свои человеческие божественные штуковины, построенные из концептуальных философских идей. И все это приводит к тому, что люди начинают разделяться, начинают воевать друг с другом — «моя божественная штуковина точнее твоей штуковины».
Но по сути же нет никакого разделения, поскольку все эти лагеря на самом деле находятся в одном лагере. И я не говорю позитивно, имея в виду единство Церкви. Я говорю, что все — от фундаменталистов до постмодернистских прогрессивистов, все попали в один глупый просак, поскольку все начали с одной глупости — со своего человеческого понимания, каким бы различным оно ни казалось.
Общий тренд всех христианских группировок — попытка выстроить божественную систему, то есть собрать воедино все свои человеческие идеи о Боге. Возможно это даже, в определенной степени, библейские идеи, но их общий знаменатель в том, что начальной точкой всегда является ограниченное тщетное разумное представление о каком-то далеком Боге, Боге нашего собственного понимания в бесплодной попытке расшифровать непознаваемого Бога.
Конечно же, все будут утверждать, что они основываются на Библии, выстраивая свои божественные штуковины. Все будут слой за слоем выстраивать библейское толкование: «Я-то понимаю Библию, а вот ты — нет!» Но не Библия является отправной точкой для разговора о Боге. Это дополнительный инструмент в пути, абсолютно необходимый, но не Библия есть само Слово Божье. Иисус Христос есть само Слово Божье.
Конечно же, в Библии на самом деле записаны слова Бога, но Сам Иисус сказал: «Вы исследуете Писания, чтобы получить вечную жизнь, а они все указывают на Меня». Поверьте, я не говорю, что нам надо отложить слова Бога, сегодня на рынке полно неглубоких самопродвинутых редукционистских учителей, которые даже прикрываясь словом «благодать» готовы отбросить из Библии все, что не вписывается в их собственноручно созданный модный «мирненький» образ Иисуса.
Слова Бога жизненно важны. Но ими также злоупотребляли, использовали для убийства, разрушения и подавления. САМ Иисус Христос должен быть нашей бескомпромиссной линзой, герменевтической линзой, через которую мы видим всю Библию. Иисус есть окончательный текст.
Перейти к третьему уроку.