Далеко не любовь с первого взгляда свела Катарину фон Бора и Мартина Лютера. Когда они поженились в Виттенберге в 1525 году, крестьянская война в центральной Германии достигла своего апогея. Даже близкие товарищи и друзья поначалу их связь объясняли прагматичным расчетом. Многие относились к ней с понятным непониманием, ведь брак беглой монахини с монахом-отступником был скандальным событием того времени.
Тогдашняя 26-летняя Катарина, сбежавшая двумя годами ранее из Нимбшена из цистерцианского монастыря Святого Мариентрона, несмотря на многочисленные попытки выйти замуж, не находила себе мужа, а почти 42-летний Мартин Лютер, в наше время всемирно известный теолог и реформатор, хотя лично часто выступал против безбрачия и восхвалял брак как угодный Богу, сам тогда не чувствовал особого желания жениться.
I. Детские и юношеские годы.
Биографы предполагают, что Катарина фон Бора родилась 29 января 1499 года. Утверждение это подкрепляется историей о соответствующей надписи на монете, которую, как говорят, Катарина носила на шее в качестве подарка от мужа Мартина. Монета, которая позже была утеряна.
Также широко распространено мнение, что Катарина происходит из обедневшей сельской знати. Однако относительно ее родителей и, прежде всего, места рождения встречаются довольно разноплановые сведения. Большинство историков полагают, что Катарина фон Бора родилась в саксонском поместье Липпендорф (ныне район Нойкерич), примерно в 20 км к югу от Лейпцига. Ее отца звали Яном фон Бора, он был женат на Катарине фон Хаугвиц, вероятно, матери Катарины.
Существует также недавно возникшая теория, согласно которой Катарина фон Бора родилась в поместье Хиршфельд/Дойченбора недалеко от Носсена в центральной Саксонии и была дочерью Ганса фон Бора и Анны фон Хаугвиц. Известно, что у Катарины фон Бора было несколько братьев и, вероятно, была еще сестра. Когда ее мать умерла, а отец снова женился, Катарину в 1504 или 1505 году отправили в женский монастырь августинцев в Брене (недалеко от Биттерфельда). Около 1509 года она переехала в цистерцианский монастырь Св.Мариентрона в Нимбшене, который в качестве настоятельницы возглавляла её родственница Маргарита фон Хаугвиц. Кроме того, её тетя Магдалена фон Бора долгие годы трудилась там же медицинской сестрой.
В 1514 году Катарина фон Бора стала послушницей, а в 1515 году, когда ей было всего шестнадцать лет, она приняла обет. «Стезя монахини» не была чем-то необычным для девушек из дворянских семей того времени. В качестве «невест Христовых» они пользовались уважением, а также могли рассчитывать на пожизненный достаток, получая хорошее образование. Фактически там Катарина научилась читать, писать, вероятно, заниматься арифметикой и приобрела некоторые знания латыни. Она также приобрела элементарные навыки домашнего и сельскохозяйственного труда и медицины. Обратной стороной такого существования в стенах монастыря была строгая и тщательно регламентированная жизнь монашек.
Молодая монахиня Катарина пережила время церковных и религиозных потрясений, которые определили ее дальнейший путь. Учение Мартина Лютера о реформации нашло отклик и в стенах монастыря Нимбшен. Деятельность пастыря, порвавшего с папской церковью и полностью подвергшее сомнению монашескую жизнь, лишило многих монахов и монахинь прежней уверенности в обретении своего высшего предназначения через уединенное, целомудренное существование, посвященное Богу. В своем труде «О супружеской жизни» (1522), например, Лютер поясняет со ссылкой на Библию, что «мужчина и жена должны и должны быть вместе, чтобы размножаться», т. е. что семейное положение предначертано Богом.
II. Побег и первые годы в Виттенберге.
Катарина и некоторые другие монахини Нимбшена начали испытать сомнения в разумности их пребывания в монастыре. Поскольку их семьи не могли или не хотели изменить жизнь этих монахинь, женщины обратились к Лютеру в Виттенберге с просьбой помочь им бежать. При поддержке советника Торгау и купца Леонарда Коппе, регулярно снабжавшего монастырь Нимбшена необходимыми товарами, Катарина фон Бора и другие монахини смогли бежать 5 апреля 1523 года - в ночь на пасхальное воскресенье - в крытой повозке, которая ждала их.
В отношении числа беглых монахинь нет ясности. Некоторые источники говорят о двенадцати, а затем и о девяти сбежавших монахинях. Предполагается, что трое из них сразу же укрылись у родственников и не отправились в дальнейших путь вместе с остальными. Такой не совсем невинный поступок женщин впоследствии оброс множеством подробностей. Ведь и приспешникам беглянок, и самим монахиням за содеянное грозило суровое наказание. Говорят, что Катарина фон Бора потеряла туфлю, перелезая через окно. Сообщается также, что монахинь прятали за бочками с селедкой или даже в них.
Молодые женщины старались замести следы после побега. У них не было ничего с собою, кроме одежды, которую они носили. После остановки в Торгау их повезли в Виттенберг и благодаря заботе Лютера разместили в семьях, предоставивших беглянкам приют. Чтобы обеспечить свое существование, предполагалось, что бывшие монахини должны как можно быстрее выйти замуж. Катарина некоторое время прожила в доме уважаемого придворного художника, советника и аптекаря Лукаса Кранаха Старшего, близкого друга Лютера, который также создаст почти все современные портреты и самого реформатора и Катарины фон Бора.
В Виттенберге Катарина часто общалась со студентами и, вероятно, получила прозвище «Екатерина Сиенская» (в честь святой) из-за своего ума, набожности и самоуверенности. В 1523 году Катарина познакомилась и полюбила нюрнбергского выходца из партицианской семьи Иеронима Баумгартнера. Но из планов на брак с ним ничего не вышло, так как родители Иеронима, видимо, были решительно против женитьбы сына на беглой монахине.
Катарина категорически отвергла предполагаемый ей Лютером брак с пастором и профессором богословия Каспаром Глатцем. Так случилось, что в 1525 году она оказалась последней из девяти монахинь, бежавших в Виттенберг, еще не оказавшихся обрученной. Она не славилась красотой, не была богатой, Катарину также считали женщиной упрямой. Да и по тогдашним представлениям в свои 26 лет она уже давно пережила оптимальный возраст для замужества.
Однако самоуверенная Катарина заявила одному из друзей Лютера, пастору Николаусу фон Амсдорфу, что выйдет замуж за него или за Лютера. И действительно в итоге Лютер, который так долго цеплялся за холостяцкую жизнь и снял монашеский облачение лишь в 1524 году, после некоторых колебаний решился просить руки Катарины.
Причин этого решения реформатора было несколько. Лютер, несомненно, чувствовал ответственность за судьбу беглой монахини, а также считал, что за его страстным богословским стремлением к браку теперь должен, наконец, последовать личный, наглядный пример. Но Лютер, безусловно, также хотел придать своей беспокойной жизни - он нажил много врагов и видел, что его реформаторская работа находилась под угрозой из-за жестоких крестьянских восстаний – некую понятную всем упорядоченность. Тем более что ему уже исполнилось 40 лет, и он уже не был самым здоровым человеком в своем окружении.
III. Брак.
Лишь несколько друзей присутствовали на венчании Мартина Лютера и Катарины фон Бора, совершенном пастором Йоханнесом Бугенхагеном в «Черном монастыре» 13 июня 1525 года. Через две недели, 27 июня 1525 года, последовало свадебное торжество с приглашенными гостями.
Разумеется, противники Лютера громко возмущались «греховным» браком сбежавшей монахини и мятежного монаха. Некоторым соратникам Лютера не понравилось то, что эта свадьба состоялась вскоре после сокрушительного поражения восставших фермеров в Тюрингии и кровавого уголовного процесса в том числе против его богословского оппонента Томаса Мюнцера. Некоторые из доверенных лиц Лютера забеспокоились, что его брак и будущие семейные хлопоты помешают Лютеру в будущем вести религиозную борьбу за реформацию.
Сам же Лютер никогда не сожалел о своем браке с Катариной фон Бора, ставшей Катариной Лютер. Конечно, сначала ему пришлось привыкнуть к тому, что его богословская деятельность бывшего холостяка сменилась супружеским единением. Говорят, что поначалу болтливость Катарины его «раздражала». Непривычно ему было, просыпаясь утром, видеть с собою рядом «пару косичек». Однако вскоре он нашел слова, полные признания достоинств брака и восхищения своей женой: «Я не променял бы свою Кете на Францию или Венецию», потому что она обладает «многочисленными замечательными качествами».
Вскоре ему предстояло узнать энергичный нрав жены, проявленный в домашних делах. Чета Лютеров переехала в полуразрушенный монастырь августинцев, уже упомянутый так называемый «Черный монастырь», который теперь был оставлен монахами и отдан Лютеру впоследствии саксонским курфюрстом Иоанном Константом. Лютер уже жил там до того в монашеской келье. Одним из первых действий Катарины было сменить старое постельное белье Лютера с кровати Лютера, которая, по его собственному заявлению, не менялось им в течение года.
С тех пор Катарина постепенно приводила в порядок хозяйство профессора теологии, что, конечно, было непростой задачей. Лютер не умел обращаться с деньгами – он привык жить впроголодь и быть щедрым на помощь. Как учёный-теолог он не видел особого смысла в излишней трате времени на дела житейские. Теперь Катарина заботилась обо всем этом и особенно, хлопотала о семье, которая быстро росла в последующие годы.
Об ожидании первенца было объявлено всего через несколько месяцев после свадьбы. Пара ждал этого рождения ребенка с радостью, но также с особым волнением, некоторыми опасениями, потому что, если бы союз бывшего монаха и сбежавшей монахини привел бы к рождению ребенка-инвалида или выкидышу, об этом широко бы начали злословить недруги. Не нужно забывать о силе суеверий. А такого рода несчастье стало бы разом дурным предзнаменованием и своего рода карой Божьей для «отступников» в глазах многих людей. Не говоря уже о том, что некоторые даже рассуждали, что от их брака мог родиться антихрист.
Но все прошло хорошо! 7 июня 1526 года Катарина родила здорового мальчика по имени Иоганнес («Ганс»). К 1534 году она родила еще пятерых детей: Елизавету (10.12.1527), Магдалену (4.5.1529), Мартина (9.11.1531), Паулюса (28.01.1533) и Маргарету (17.12.1533). В январе 1540 года у нее случился выкидыш, от которого она почти так и не оправилась.
Две дочери в их браке умерли во младенчестве: 3 августа 1528 г. умерла малютка Елизавета, а 20 сентября 1542 г. скончалась тринадцатилетняя Магдалена («Ленхен»), смерть которой сильно потрясла чету Лютеров.
***
Катарина, которая, как сообщается, вставала с постели с первым криком петуха, не только справилась со своими обязанностями матери и человека, ответственного за все более увеличивающееся домашнее хозяйство (речь о одиннадцати детях сестер Лютера, которые рано умерли, а также других родственниках). Катарина также со временем добилась ремонта и расширила здание монастыря. Так что обитель реформатора, работавшего и жившего в одном месте, стало комфортным местом для всей семьи. «Хозяйка дома» также организовала своего рода школу-интернат для подростков.
Чтобы справиться с этими разнообразными задачами, Катарина полагалась на горничных и слуг, а также на другую домашнюю прислугу. Например, на воспитателей детей, кучера, повара, секретаря Лютера Вольфа Зибергера, работавшего на пастыря до женитьбы и оставшегося с семьей Лютера до конца своей жизни в 1547 году. В итоге «Лютерхаус» вмещал в среднем от 30 до 50 человек, включая случайных незнакомцев, обращавшихся за помощью к Лютеру.
Когда люди собирались за столом за едой, было обычно оживленно. На обеды часто приходили друзья Лютера, а иногда присутствовали и видные гости. Неудивительно, что к застольным беседам, в которых, как говорят, Катарина принимала живое участие, вскоре присоединились и другие участники. Например, студенты, гости Лютера. Темы застольных бесед часто были частные и светские, но также часто за столом затрагивались богословские и социальные вопросы.
К сожалению, высказывания Катарины, как это было принято в ту эпоху, не были зафиксированы. Лютер так и не санкционировал издание сборника «Застольные беседы». Но таковы были впервые изданы в 1566 году и до сих пор являются (хотя и не бесспорным) источником для его биографии.
Продолжение о жизни Катарины фон Бора и Мартина Лютера, а также о драматических годах, прожитых во вдовстве, читайте в следующей публикации.