Прочитала недавно статью одного психолога, рекомендация при работе с клиентами - изначально расставлять границы. Ну прям в боль мою попала. Порой завидую я тем, кто отработал свое время, вышел из офиса и забыл о рабочих проблемах и процессах. У меня по-другому… порассуждаю сегодня на тему: “У меня срочный вопрос, я понимаю, что время 21:00, ну вряд ли она спит в такое время, может ответить, что мне делать-то”. Коллеги, как вы относитесь к тому, что вам пишут / звонят во вне рабочее время?
При подписании договора я четко прописываю мое рабочее время и время, в которое клиент вправе требовать отчета. Также, в договоре указано, что в остальное время отвечаю по мере возможности.
Я обязательно проговариваю регламент вопросов юристу вслух, а потом напоминаю в мессенджер. Не помогает. Ибо… “Клиенту очень надо. Клиент всегда прав”.
К сожалению, стало нормой полагать, что юристы должны быть на связи 24/7 и у них нет ни личной жизни, ни других клиентов, ни занятости на встречах, в суде и переговорах.
За двадцать пять лет работы, я ввела такую услугу - если хотите быть на связи с юристами из моей команды и получать ответы в нерабочее время, оплата по двойному тарифу. И опять не угодила. Оказывается мы должны это делать бесплатно. Хочется спросить, а вы отвечаете на вопросы по работе, требующие внимания и умственного напряжения, готовя ужин для семьи в домашней пижаме?
Также, за двадцать пять лет юридической практики я вынуждена была отказаться от разговоров по телефону, никаких “ну мы же об этом говорили” и “я вам сказал, вы забыли, Екатерина”. Исключительно переписка, желательно по электронной почте, которая откреплена от личного телефона, чтобы не получать уведомления среди ночи. А те, кто в мессенджерах стремится обеспечить «доступ к телу» круглосуточно, посылается в беззвучный режим.
Так вот, к чему я?
1. Я работаю в рабочее время. Удивительно, правда?
Труд у меня интеллектуальный. Для проработки правовой позиции периодически требуется ознакомиться в большим количеством нормативной базы, практик и разъяснений. Т.е. даже если время на часах рабочее, это не значит, что я сижу и жду звонка, чтобы ответить на все вопросы юристу.
Иногда только после обработки материала в пятьсот страниц появляется маленькая зацепка, мысль начинает работать в нужном направлении, я вот-вот приближаюсь к «разгадке»… и вдруг - звонок: «А у нас завтра точно встреча будет?»
Что в этот момент Вы хотите услышать? Мой «тигриный рык» и не переводимую игру слов, которые так и хотят вырваться на свободу?
Ибо та самая гениальная мысль…ушла. И возможно даже именно по вашему делу. И возможно даже безвозвратно…
Есть отчетное время, которое я посвящаю общению со своими клиентами, как изначально обозначено в договоре. Я спокойно могу посмотреть, что проделано, обсудить стратегию, ответить на вопрос юристу или просто обсудить ситуацию.
2. Почему вопросы юристу нужно отправлять именно по электронной почте?
Во-первых, потому что, когда человек пишет, он сокращает свою речь до фактов, которые мне и нужны. Оценка и эмоциональная окраска – это лишнее.
Во-вторых, письменная речь хороша тем, что «из песни слов не выкинешь».
В разговоре каждая из сторон часто слышит в вопросе юристу только то, что ему выгодно здесь и сейчас. Клиент ищет успокоение и надежду, начинает водить вокруг да около. А юрист среди нагромождения устной речи может упустить что-то очень важное.
В-третьих, письменные ответы на ваши вопросы остаются на почте, а значит к ним можно неоднократно возвращаться и уточнять.
3. Специальная услуга - юрист во внерабочее время.
За двойную плату, и только для исключительных случаев. Например, когда ночью Вы попали в ДТП на машине, право на которую еще не успели оформить.
Это реальный случай из моей практики, когда наследник ездил по доверенности, выданной при жизни владельца. Естественно, когда ГИБДД «пробило» а/м выяснилось, что тот, кто выписывал доверенность уже покинул этот мир, а в наследство водитель т/с не вступил. Начались проблемы. Я получила звонок на телефон, проблему решили самым благоприятным путем из возможных.
Зачем я пишу эту статью?
Хочется поддержать коллег, а также напомнить всем читателям, кто будет обращаться за помощью к юристам, когда вам приходит классная идея в кровати перед сном, берите себя в руки, пишите ваши мысли и идеи на почту или отложенным сообщением в телеграмм, чтобы получатель прочитал его уже в костюме юриста.
Ведь специалистом человек является в рабочее время. Сняв костюм, он/она - папа, мама, сын, дочь… просто человек.