О том, что развитие интернет-торговли с каждым годом выходит на новые и новые масштабы - думаю, что повторяться не стоит. Для большинства россиян понятие "торговля онлайн" уже крепко ассоциируется с маркетплейсами, хотя еще буквально 2-3 года назад на их месте были интернет-магазины и это было, своего рода, культом.
Тем не менее, даже несмотря на активное развитие маркетплейсов, интернет-магазины списывать со счетов тоже не стоит. Я предлагаю проработать вопрос выбора способа торговли более детально и назвать условия, при которых нужно выбирать маркетплейс, интернет-магазин или вовсе оба направления.
Когда же стоит отдавать предпочтение интернет-магазину?
1. Вы занимаетесь продажей немассового продукта
К примеру, если вы не просто продаете картины-принты, а рисуете их сами; либо же у вас не просто наборы столовой посуды из масс-маркета, а уникальная посуда с авторской гравировкой.
На маркетплейсах будет сложно продвинуть свою карточку в потоке конкурентов, а сайт позволит от них четко отстроиться и полноценно проявить свою аутентичность, в том числе, за счет самой веб-структуры.
2. Ваша бизнес модель подразумевает не только продажу товара, но и сопутствующих услуг.
Например, вы не только продаете покрышки для автомобиля, но еще и владеете сетью шиномонтажей в разных городах.
3. Вы хотите продвигать не только товар, но и бренд
Как правило, это уже вторичная потребность продавцов, которая возникает в тот момент, когда они понимают, что пора масштабироваться. Тем не менее, решение развивать бренд может быть и изначально. Сюда относится, например, продажа ножей, а сайт позволит показать потенциальным покупателям, как происходить процесс его создания, насколько высокого класса у вас оборудование, какие материалы используются для создания лезвий и так далее.
А когда же тогда маркетплейс стоит выбрать?
1. Если продавец не располагает большим капиталом
По сути, для старта на маркетплейсе будет вполне достаточно 100.000 рублей, чтобы начать делать первые продажи. Маркетплейс предоставляет для этого всю необходимую инфраструктуру. При работе с сайтом этот бюджет уйдет только на то, чтобы создать продуманный сайт и протестировать некоторые гипотезы относительно привлечения трафика.
2. Вы только-только запускаете свой бренд и хотите оценить отклик покупателей на продукцию
Скажем так, это самый простой и адекватный способ получить фид-бек с минимальными потерями, а обратная связь, в свою очередь, позволит довести продукцию до ума.
К счастью, продавцу не обязательно использовать только один канал для продаж. К примеру, выйдя на оборот на маркетплейсе (получая прибыль от устойчивых продаж+постоянную обратную связь от покупателей) - селлер может создать свой сайт и выстроить бизнес-процесс с их помощью.
Это позволит собирать контакты своих покупателей и добавлять разные маркетинговые приемы, которые позволят сделать покупателей не "разовыми", а постоянными (например, добавив персональную систему скидок).
Кстати, ровно так же может быть и в том случае, когда изначально продавец выстроил работу с использованием сайтов, а потом решил масштабироваться и выйти вдобавок еще и на маркетплейс (особенно в том случае, если в его городе есть склады).
Что касается "минусов", то они есть везде, поэтому принимать решение лучше именно от ваших персональных факторов:
- каким бюджетом вы располагаете;
- с каким товаром выходите на рынок;
- в каком проживаете городе;
Пожалуй, это 3 ключевых вопроса, от ответа на которые и зависит, какой вы выберете вариант!