Найти в Дзене

Что полезного нам преподавали или про то, что мы тогда прогуляли. Часть 1: учиться, учиться и еще раз учиться

Оглавление
Что полезного нам преподавали или про то, что мы тогда прогуляли. Часть 1: учиться, учиться и еще раз учиться
Что полезного нам преподавали или про то, что мы тогда прогуляли. Часть 1: учиться, учиться и еще раз учиться
Карточка статьи
Карточка статьи

Подумал, что одной статьи не хватит, так что запасайтесь боржоми, если вам еще не поздно. Мы поговорим сразу о целой куче общих вещей, связанных с обучением и приобретением знаний. И, конечно, о том, какие предметы не стоило прогуливать в институте университете. Пишу я для технарей, но, надеюсь, что всем остальным будет интересно. Поехали.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Помню, что после поступления в университет, первого сентября, нас собрали в аудитории всем первым курсом факультета и кто-то из его руководства задвинул вступительную речь. Как нам повезло, какой вклад в свое будущее мы уже сделали, что мы нужны стране должны учиться пока есть такая возможность. Печальный декан поведал, что уже скоро нам точно будет не до этого: работа в Макдональдсе и семья будут занимать большую часть времени. За первые годы надо набрать теоретическую базу, активно пользоваться правом ходить на лекции к соседним факультетам и даже в другие вузы. Не знаю, как сейчас, но по студенческому раньше можно было пройти бесплатно не только в Эрмитаж, но, например, в СПбГУ. Идея, кстати, отклика в массах не нашла: с горя еще с девушкой сходить в музей, когда нет денег — туда-сюда, но предложить ей совместно посетить лекцию «Дифференцируемость вектор-функции многих переменных» это попахивает садомазохизмом идиотизмом.

На самом деле помимо шаблонных пафосных фраз говорилось очень много важного, которое, впрочем, прошло по касательной к мозгу практически всей аудитории (кстати, за год ее количество сократилось процентов на тридцать, а то и сорок). Вот открытым текстом предупреждали, что программа наша уже устарела — она вообще любая устаревает раз в пять лет. И чтобы выйти востребованным специалистом надо много работать внеурочно, активно участвовать в научно-исследовательской работе. Что самое важное — научиться учиться и работать с большими объемами информации (см. Как читать книги для самообразования), воспринять научный и системный подходы. Развивать кругозор, не брезговать «бесполезными», «гуманитарными» предметами. Работать над мышлением (Ваше мнение очень (не)важно для нас или про критическое мышление у инженеров). Советовали сразу искать применение полученным знаниям.

Я потом полистал некоторое количество мемуаров видных технократов. Во-первых, такие мысли красной строкой проходят через все повествование. Во-вторых, почти все сетуют, что слишком поздно до этого дошли самостоятельно, хотя и слышали от старших товарищей. Я вот тоже время от времени нет, да сожалел о чем-то таком, но потом оглядывался на свой безумно интересный, но довольно однообразный день (часть №1 и часть №2), да понимал: куда хуже было, если бы моя юность прошла таким же образом.

Отдельно про «искать применение полученным знаниям». Я далеко не сразу понял, что изучение материала даже ознакомительного характера должно сопровождаться осознанным вопросом: «как я могу это применить?» и что чтение без конспекта, это чтение на ветер. Должен быть четкий план и цели для изучения конкретного материала. В противном случае полезного результата не будет.

Хороший инженер учится всю жизнь. Ну что поделать, если вокруг все меняется (см. Все меняется или заметка о стратегическом мышлении). Для меня был показательным примером опыт одного знакомого, который в свое время достиг вершин в освоении аналоговой связи. Он постоянно топил за нее на всех доступных ему интернет-площадках. Защищал с пеной у рта, искал для нее новые виды применения. Вся квартира в старинных осциллографах, блоках питания и ящиках с компонентами. Работал в местном «Телекоме» за скромную заработную плату. Руководство регулярно отправляло его на всяческие обучения, курсы, которые он… благополучно прогуливал по различным обстоятельствам. И что вы думаете? Уволили его. Чем причинили глубокую обиду и возбудили ненависть к людям, прогрессу, государству. А причина-то была в том, что все перешли на «цифру» — прогресс неумолим. И вот уже все эти огромные здания АТС по городу старательно перепрофилируют то в бизнес-центры. Герою бы сунуться к военным, если уж осваивать новые технологии нет возможности. Ну либо в регионы податься, где может быть его опыт еще востребован, на крайний случай — преподавать куда пойти. Он выбрал другой путь. И сейчас, насколько знаю, тихо спивается — приближая, итак, неминуемый для каждого человека финал.

Существует мнение, что с годами осваивать новые знания становится чуть ли не невозможно. Это опровергают исследования и многочисленные примеры, где пенсионеры поступают в университеты: переподготавливаются, изучают языки. Да черт с университетами — в автошколы. Помню, как после городского вождения вываливался из машины мокрый от новых знаний и впечатлений. Но меня совершенно тогда не смущало, что треть группы была глубоко за. А сейчас один наш сотрудник на старости лет решил наукой заняться, диссертацию вот успешно пишет. Все зависит, конечно, от человека. Понятное дело, что с возрастом возникает ряд объективных факторов, которые ухудшают когнитивные способности. Но, как и в случае с физкультурой: кто все время поддерживал себя в форме, у кого ум живой и любопытный, тот может долго на равных состязаться с большинством более молодых спортсменов. По деду сужу: девяносто седьмой год, а он в полном уме, трезво размышляет и совершенно не прочь чему-то научиться.

Не стоит циклиться на какой-то одной теме. Если раньше это было оправдано, то сейчас инженерная деятельность — работа на стыке специальностей. Нужно хотя бы в общем, но разбираться практически во всем. Быть готовым в любой момент переквалифицироваться. Как тут не вспомнить классическое обучение: что в школе, что в институте (университете) всегда давали основы, а прикладные дисциплины часто предлагали осваивать на рабочем месте. Инженер ранее, тот же «тыжпрограммист» в глазах общественности сейчас: должен уметь делать все и даже больше.

Кто, признавайтесь, прогуливая очередной предмет, не успокаивал себя мыслью: это мне он все равно не пригодится?

Кстати, этот вопрос обсуждался в комментариях и не раз. Часть читателей заняла позицию, что каждый должен заниматься и развиваться в своем направлении. А вот все эти «дополнительные» компетенции (см. Ты же инженер и даже немного о жадности), от лукавого. С другой стороны, они же справедливо жаловались на террор работодателей, на мизерные заработные платы и отсутствие перспектив. Так вот пример в студию. Пришел ко мне на работу не юноша, но мужчина с рабочим стажем свыше 10 лет на должность «Инженер-проектировщик АСУ ТП» из крупной компании. И там он в рамках существующих бизнес-процессов все последние семь лет разрабатывал только электрические принципиальные схемы. Все. Да он слышал о смежных вопросах, но необходимость разрабатывать и кабельные трассы, заполнять какие-то опросные листы на первичные преобразователи, разбираться в протоколах, разрабатывать нестандартные крепления — это все вызвало шок и возмущение из разряда: это тоже я должен разрабатывать? Как еще аттестацию в РТН надо проходить? Ну и еще кучу вопросов. Так вот, за выполняемый им небольшой кусок работы ему и платили соответственно. Никакого роста, никакого развития для него не предвиделось. Собственно, очереди из предложений о работе у него не было.

Картинка из какой-то презентации по профессиональному ориентированию ребенка
Картинка из какой-то презентации по профессиональному ориентированию ребенка

Особенности усвоения знаний

Совсем недавно один молодой сотрудник на фоне крайних новостей про Neuralink огорошил меня суждением, что с момента вживления имплантата в человеческий мозг, нас ждет революция в обучении. Информацию можно будет закачивать прямо в мозг, а учиться будет не надо. Влажные мечты неокрепших умов, они такие. Мой сын, даром, что обладает скудным воображением, но до волшебной машины, которая бы чудесным образом позволила бы ему не делать уроки, допридумывался.

Ну вот есть у меня на компьютере библиотека в десяток тысяч книг, однако я даже не могу заявить, что знаком хотя бы поверхностно с содержанием большей половины (подумал, что даже с заявлением про большую половину я себе безбожно льщу). В случае возникновения новой задачи, требующей решения, буду я сидеть так же, как и раньше в библиотеке, но за компьютером, собирая информацию, разбираясь в предмете (а то и предметах), формулируя гипотезы для последующих обсуждений с экспертами, проверке их на практике. Да, сегодня это будет быстрее, намного быстрее, чем в докомпьютерную эпоху. Сам процесс же не меняется, ибо такова человеческая природа.

Если даже у вас перед глазами в любой момент будет доступно содержание даже нескольких тысяч книг, это ничего не изменит. И все эти отмазки, которые были популярны и у нас при обучении: «зачем все учить, нам важно просто знать, где в случае необходимости можно найти ответ прочитать методичку». Даже для того, чтобы знать, где искать и в каком направлении двигаться, нужно тем больше знать изначально, чем сложнее поставленный вопрос. Такой парадокс.

Лучше всего про это написал профессор Поварнин еще в начале прошлого века (Как читать книги для самообразования).

1) Каждая новая научная информация (за исключением материалов РенТВ, конечно) предполагает у читателя известные знания — если основных нужных знаний нет, то потребитель просто не поймет ее.

2) Содержание информации должно произвести известную работу в нашем уме, иначе это мертвый груз файлов. Лучшая работа — обдумывание, да использование в практической деятельности.

И освоение соответствующего материала потребует времени, придется испытать всю гамму эмоций принятия, в данном случае, новых знаний: «отрицание — гнев — торг — депрессия — осознание». Каждый день это со стороны я наблюдаю процесс у собственного недоросля. С образованием это работает точно также, как и в случае принятия негативной информации.

«Понимание приходит постепенно, в результате упорного труда, по мере привыкания к новым понятиям. Настоящее глубокой понимание обязательно приводит к новым результатам, но приходит оно только после того, как хорошенько поработаешь в данной области». Из вступления «Энциклопедического словаря юного физика» под редакцией А.Б. Мигдала.

Разные схемы на тему принятия информации, картинка отсюда: https://fotovas.ru/otricanie-gnev-torg-depressiya-prinyatie-mem
Разные схемы на тему принятия информации, картинка отсюда: https://fotovas.ru/otricanie-gnev-torg-depressiya-prinyatie-mem

А вот теперь мы совсем плавно переходим к системе образования, которая когда-то породила прекрасных нас, а сейчас рождает отвратительных их, которые ничего не знают и не умеют. Это ирония, если что: автор так не думает.

Образование

Любое образование, за исключением начального, в силу его особенностей (направлено на наработку признаваемых обществом основных базовых навыков, большие возможности родителей и учителей по принуждению, не вкусивших запретного плода свободы и своего мнения, чад), построено на принципе добровольности. Это означает, что индивидууму предоставляют возможности получать знания, а будет ли он возможностями пользоваться, зависит от него самого. Еще от среды, ибо понятно, если из каждого утюга будут вещать о его необходимости, а получивших его — возносить на уровень полубогов, то у подрастающего поколения будет куда большее желание его заполучить. И немного от родителей, которых все-таки нельзя списывать со счетов, как минимум, до совершеннолетия.

Мое мнение о том, нужно ли получать высшее образование (Нужно ли получать высшее образование?) у меня была опубликована на этом канале.

Также ранее я писал о том, что текущее время в части возможностей получать знания уникальное. Вот раньше все знания о работе с компьютером я мог черпать только из одного источника, книги Фигурнова «IBM PC для пользователя». Нет у меня еще, конечно, была детская книга «А я был в компьютерном городе». Только представьте подрастающее поколение: были только книги, причем написанные очень разными, в плане доступности изложения, авторами. Если чего-то не хватало — езжай в библиотеку, причем не в районную, а минимум — в Маяковку, там хотя бы можно найти что-то актуальное.

Еще в школьное время я захотел освоить, например, сайтостроение и сделать персональный сайт. Так чтобы понять, как к этому делу приступить, отправился в ДК им «Крупской», где у нас был книжный рынок, купил на сэкономленные с обедов деньги две какие-то мутные книги по теме, потом их штудировал от корки до корки, старательно повторяя все примеры. По ходу возникала куча вопросов, спросить вообще не у кого. Что-то сам понял, что-то как обычно потом. По каким-то темам пришлось докупать литературу — и не сказать, что все стало понятным. Несколько страничек я, конечно, сделал, потом еще долго разбирался, как их разместить на бесплатном иностранном хостинге. Надо ли говорить, как все это убого выглядело. Или это мне сейчас так кажется...

Теперь туча книг доступна для скачивания, есть тематические статьи, есть подробные видео «объясняем для альтернативно умных на пальцах». Правда, нужно уметь отсекать бред (Ваше мнение очень (не)важно для нас или про критическое мышление у инженеров) — не всем дано. И есть еще один нюанс.

Понимаете, в чем дело. Я это говорю не из каких-то умозрительных предположений, а исключительно по результатам сравнения своего общения с людьми, имеющими «настоящий» (полученный кровью и потом) диплом и теми, кто достиг определенного уровня знаний самостоятельно. Да, такие тоже есть. Так вот: у людей с высшим образованием в мыслях и поступках есть признаки системности, подход к вещам более глубокий. Они стремятся докапываться до истинных причин рассматриваемых вещей, работать с ними, а не с требухой. И по итогу добиваются лучших результатов во всех начинаниях.

И да, мне есть что сказать по части критики к современному техническому образованию. Как человек, который а) его осваивал, б) некоторое время тесно взаимодействовал с теми, кто его обеспечивает, в) защитил диссертацию, г) а теперь как работодатель получает на выходе для использования в рабочих целях, если так можно выразиться, его продукт.

Вот так. Из желания поделиться своими наблюдениями о тех предметах, которые прогуливали мои знакомые инженеры, да во что для них это вылилось, появилась текущая статья. По сути, приквел. Пока в планах (но это, конечно, не точно, если судить по первой части) пройтись по инженерному минимуму, что из него должно даваться еще в школе, в чем проблемы преподавания дисциплин в ВУЗе, какие последствия будут, если что-то из этого будет упущено. Конечно, это все будет крайне субъективно. Делитесь историями и своими мыслями по теме.

Часть 2: инженер — птица гордая, пока не пнешь, не полетит

Ознакомиться с содержанием журнала.

Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной вашу задачу в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2: Техническая информация, представленная на сайте, не является официальной и предоставлена только в целях ознакомления. Владелец сайта не несет никакой ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной из данного источника.

Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.