Друзья, приветствуем! Сегодня хотим вам рассказать про самую неоднозначную, на наш взгляд, топливную систему Скания пятой серии – систему HPI. Она не такая простая, как система PDE, и не такая сложная, как XPI, при этом у неё есть как недостатки, так и преимущества.
Как отличить HPI от PDE и XPI? Самый простой способ - посмотреть на топливный бак. На нём вы увидите топливозаборник, торчащий из бака, из которого выходят четыре трубки двенадцатого сечения. Вы спросите: зачем так много? Автомобиль с такой системой потребляет топлива больше, чем другие?
Да нет, просто техническая особенность HPI заключается в том, что через всю топливную систему проходит большое количество топлива, и чтобы не делать одно большое сопло, конструкторы сделали четыре трубки для удобства прокладки транспортной магистрали.
Что ж, пройдемся по основным узлам этой транспортной системы. Из топливозаборника горючее поступает в фильтр грубой очистки - сепаратор. Визуально фильтр отличается от PDEшного – он длиннее. И ещё резьба колбы расположена так, что колба заворачивается внутрь, в отличие от PDE.
Больше размером он потому, что рассчитан на большее давление: в норме 14-17 бар, в отличие от давления PDE в 5 бар. Вообще максимальное давление в системе HPI Скания – 26 бар, если выше – подключится аварийный клапан сброса.
После фильтра грубой очистки топливо направляется в топливный насос. Он достаточно массивный, шестеренчатого типа, работает по аналогичному другим системам принципу. Но он опять же больше объемом из-за более высокого давления. Установлен там же, что и на пэдэешке – на компрессоре. Здесь есть привод от коленчатого вала к компрессору, момент передается механически.
Насос состоит из двух частей: ответная часть и сама шестеренка. Воздух с компрессора передается, шестеренка крутится, передает момент в шестеренку ответной части и топливо перекачивается. Данный насос считается нового образца, рассчитан на нормальное давление 14-17 бар. При давлении ниже 14 бар насос будет работать некорректно.
Как оценить, в каком состоянии топливный насос? Нужно его разобрать на две основные части: откручиваете два торекса и половините. Осматриваете шестеренки на предмет износа – представьте себе, со временем они стачиваются топливом. Чем лучше шестеренки, тем насос новее. Причем в основном на разных разборках его не разбирают, но в Worktruck вы можете попросить об этом менеджера, он разберет присмотренный вами экземпляр и отправит вам видео.
Далее топливо попадает в фильтр тонкой очистки. Визуально от фильтра PDE он не отличается. Есть только небольшие различия: аварийный клапан давления на 26 бар, который, если что, срабатывает, и отправляет топливо назад. И состав фильтра: есть специальная сеточка внутри – чтобы фильтр не сминался.
Достаточно часто люди путают фильтры тонкой очистки PDE и HPI, заглядывайте, вовнутрь – если сетки нет, это фильтр от PDE.
Закручивается крышка этого фильтра головкой на 36 и моментом 25. Перетягивать не стоит.
После фильтра горючее устремляется в топливную рампу, которая состоит из двух частей. Первая – что-то типа топливного аккумулятора, который состоит из актуаторов, клапана отсечки и датчика давления топлива. Вторая часть более длинная, прикручивается непосредственно к головкам и распределяет топливо по форсункам.
Клапан отсечки, или аварийный клапан – по сути обычный кран, который пропускает через себя топливо. Он управляется блоком управления двигателя. В случае какой-либо ошибки на него прекращает подаваться топливо и этот клапан перекрывает подачу горючего, то есть в любой непонятной ситуации он срабатывает, и ваша машина не заводится.
Было несколько возвратных кампаний по данному клапану: раньше внутри его стояла одна пружинка, которая очень быстро выходила из строя – теперь поставили две.
Если вы «встали» где-то на дороге, машина перестала заводиться, обратите внимание на этот клапан. Берёте шестигранник, откручиваете его с рампы и достаёте всю внутрянку: магнит, мембрану, рамку с двумя резиновыми уплотнениями, пружину, и уж там визуально смотрите, что не в порядке. Например, бывает, что пробивает прокладку – смотрите её на свет; или реже магнит выходит из строя. Но в основном ломается механическая часть.
Обязательно расскажем в продолжении, как выбрать хорошие узлы данной системы на авторазборе, не пропустите!