Оказывается машина времени в 90-е способна вполне себе успешно работать и в относительно современных фильмах, восточноевропейский кинематограф может удивить даже и похлеще корейского, а словацкие парни, если их как следует выбесить, могут быть необычайно круты даже в инвалидной коляске. Отличной иллюстрацией всему этому служит комедийный боевик Йонаса Карасика «Инвалид» (Invalid, 2023).
Рейтинг на IMDb – 7,4.
Сюжет картины относительно прост и каноничен, замешан на поисках справедливости с толикой личной мести, но некоторые его повороты весьма свежи и небанальны. Кино вышло очень задорным с динамичным экшеном и харизматичными персонажами. Дополнительно его украшает остроумный, иногда циничный юморок.
Некоторые шуточки вполне способны уйти в широкие массы, но есть и специфические, нацеленные на свою родную словацкую аудиторию. Так, например, жену главного героя зовут Здена и один из персонажей прикалывается: «Ты женат на Здене Студенковой?».
Здена Студенкова - весьма популярная и очень титулованная словацкая актриса и певица. У нее максимальное количество (аж 8) высших наград в сфере национальной поп-культуры OTO Awards. А еще она довольно скандальная мадам, известная своими расистскими выпадами против цыган и мусульман.
Действие перебрасывает нас в 1990-е в небольшой провинциальный городок. Тут тебе и брейкдансеры и битбоксеры и новый блокбастер «Скорость» (1994) только-только подоспел.
Городок, не сказала бы, что очень процветающий. Под прикрытием видеопрокатов тут вовсю процветает порнобизнес, аферисты по ложным объявлениям продают населению всякую рухлядь да и избить до полусмерти на темной улице запросто могут. Вдобавок существует устойчивый этнический конфликт — белые в основной своей массе недолюбливают цыган, которые живут в коммуне на окраине города и нет-нет да и промышляют мелкими криминальными пакостями. То вот люк какой-нибудь своруют, то электричество себе на халяву протянут. Цыгане тут не такие брутальные, как, например, у Кустурицы, более современные и ассимилировавшиеся в общество, но нарядами в стиле курьезного спортшика или даже похлеще периодически глаз тоже удивляют.
Улицы города пестрят разрисованными мелкой шпаной предвыборными плакатами главного кандидата в мэры Эдуарда Кота. Он эдакий браток, полубандит с разнузданно криминальной свитой и довольно скользкой гражданской позицией.
Главный герой фильма Лако - средне-статистический неудачник 40+. Как кратко, но емко характеризует его один из персонажей: он отличный парень, но слаб на алкоголь, и все может починить.
И дома, и на работе Лако колупается во всевозможных устройствах и медитативно попивает пивко. Он женат, отягощен мечтающим стать звездой брейк-данса сыном-подростком и довольно вспыльчив. Карьера у Лако не сказать, чтобы блестящая — он работает уборщиком в местном краеведческом музее.
Под одной крышей в музее собрано все подряд: старинное оружие и одежда, чучела животных и предметы быта. Но главная жемчужина коллекции - головной убор словацкого национального героя Милана Растислава Штефаника.
Штефаник - один из инициаторов создания самостоятельного чехословацкого государства, человек с довольно яркой и любопытной судьбой. Он тебе и ценитель литературы и искусства (даже к Льву Николаевичу в гости ездил), и настоящий плейбой, и астроном, и политик, и даже генерал французской армии. На пике своей карьеры разбился в авиакатастрофе под Братиславой, некоторые даже до сих пор пытаются увидеть в инциденте заказное убийство.
Кепи Штефаника нам показывают не просто так, потому что оно красивое, оно сыграет довольно важную роль в развитии сюжета.
Историю произошедшую с Лако мы узнаем через призму рассказа его невольного друга Габо, которого допрашивают местные детективы.
После выросшей из банального бытового пустяка грандиозной семейной ссоры с боем музыкальной техники и игрой в молчанку с женой Лако пытается «починить» давшую течь со всех сторон семейную лодку и под символичную песню One way ticket отправляется на сомнительную сделку, которая полностью переворачивает его жизнь.
Избитый и обманутый Лако приходит в себя в больнице, куда его привозит уже упомянутый Габо, довольно недалекий, но очень добрый и отзывчивый цыган. Не совсем верно истолковав произошедшее, он отчасти винит себя в инциденте с Лако и всячески пытается ему помочь. Что оказывается весьма кстати, так как выясняется, что наш герой больше не сможет ходить и вынужден передвигаться на инвалидной коляске.
Инвалидность Лако добавляет в сюжет немного социалочки. Довольно едко, иногда даже откровенно утрированно подчеркивается сложность интеграции инвалида в общество. Все эти каждодневные мелкие бытовые проблемы, о которых мы даже не подозреваем, отчаяние от собственной беспомощности и т.п.
Негодуя и приспосабливаясь к новым реалиям жизни, Лако параллельно пытается добиться справедливости. Он хочет, чтобы избившие его преступники ответили за свои злодеяния и не повторяли подобного с другими, но всерьез его обращения никто не воспринимает. Тогда главный герой решает взять все в свои собственные умелые руки. И вот шаг за шагом у нас на глазах, не без помощи и поддержки Габо, Лако превращается в эдакого причудливого и беспощадного словацкого Джона Уика, или если выбрать персону более соответствующую рисуемой в фильме эпохе - судью Дредда версии со Сталлоне. Достанется всем от мелких посредников до главгада, который оказывается по совместительству одним из подручных будущего мэра.
Лако довольно нетривиально использует свои навыки чинить и переделывать все на свете и превращает исторические экспонаты своего музея в смертоносный арсенал. Использует он свой хэнд-мейд не только довольно эффектно, но и максимально эффективно.
Помимо Габо у Лако появляется еще один помощник - русский дедушка сторож Владо, у которого по ходу развития сюжета обнаруживается и доброе сердце, и изрядная отвага. С патетичным «Ты хочешь прогнать русского с драки?» в советской военной форме времен Второй мировой и пулеметом Дегтярева наперевес он присоединяется к решающей битве за музей и бьется до последнего, продолжая орудовать под конец вообще лишь весьма символичными «серпом и молотом».
Кино, безусловно, в первую очередь нацелено на экшен, но есть в нем и некоторые культурно-литературные аллюзии.
Лако и Габо смотрят по телеку старый ч\б вестерн «Виннету - сын Инчу-Чуна. Хищники из Россвеля» (1963) по роману Карла Мая о дружбе и братстве эдакого праведного белого Чарли «Олд Шаттерхенда» и индейца из племени апачей Виннету. Такая легкая аллегория на довольно необычную дружбу самих персонажей.
А в финале Габо планирует прочитать роман Уинстона Грума «Форрест Гамп» (1986), который до выхода одноименного культового фильма практически провалился в продажах.
Да и кое-кто из героев картины сам не лишен писательских амбиций. Инспектор Франтишек - детектив что помоложе - на досуге пописывает криминальные детективные романчики, напропалую нарушая все возможные тайны следствия. И дело Лако ложится в основу его второй и очень даже успешной книги, по которой «возможно, снимут фильм».
А напоследок нас ждет весьма колоритный и слегка абсурдный хэппи-энд - чуть было опять не расстроившееся из-за слишком громкой музыки воссоединение семейства, которое наконец-то собирается за одним столом. Украшает почти пасторальную зарисовку фееричная драка гостей ресторана на заднем плане.
Один раз посмотреть и вдоволь посмеяться, а заодно открыть для себя словацкий кинематограф, однозначно стоит.