"Метались баргутские лошади..." Загадочный народ России, который в России теперь не живёт

4,1K прочитали

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это баргуты - один из народов России, который полностью ушёл в Китай, но следы здесь оставил.

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это

Баргуты населяли Внутреннюю Бурятию до русских и хори-бурят, явившихся с разных сторон в 17 веке. Теперь они живут в округе Хулун-Буир китайской Внутренней Монголии - небольшой народ (60-80 тыс. человек) с разветвленной системой родов (частью общих с бурятами, эвенками и маньчжурами), напоминающей о богатой истории.

Вернее, по факту это даже два народа - старые (хуучин-барга) и новые баргуты (шэнэ-барга). Первые пришли в Хулун-Буир давно - разброс оценок от 15 века до 1680-х годов, когда их правители не приняли Нерчинского договора, закрепившего их землю за Россией. Вероятнее, что они уходили понемногу все эти века, причём не сразу в Хулун-Буир, а сперва куда-то в степи Халхи. Вторые - однозначно успели побыть русскими подданными, но в 1734 их выселили в Китай по просьбе Цинского дома.

У них много мелких отличий в быту, искусстве, фольклоре, религии, а вот ново-баргутский и старо-баргутский языки - это скорее диалекты. Причём - диалекты бурятского, так что живи баргуты по эту сторону русско-китайской границы - не факт, что их бы вообще выделяли в отдельный народ. Но баргуты вполне помнят родину предков, особенно после фестиваля их культуры, прошедшего на Байкале в 2015 году.

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это-2

О старых баргутах куда больше информации на русском языке, чем о новых. Известно, что они делились на 18 хала (родов), слагавших пары ах-дуу - невесту искали сначала в другом роду этой пары, и лишь затем - вне её. О ново-баргутских родах я не нашёл ничего вразумительного.

Как и о религии: удалось выяснить лишь то, что шинэ-баргуты в подавляющем большинстве буддисты, а вот среди хуучин-баргутов необычайно часто рождаются шаманы. Баргутское тенгрианство почти не отличимо от бурятского, и даже поклоняются старые баргуты тем же 13 Владыкам Севера с главным святилищем на Ольхоне.

Баргутские родовые обоо (места подношений духам местности), среди которых есть центральное Амбан ("Великое") где-то во Внутренней Монголии, во всей Великой Степи выделяются размером и богатством подношений, а домовые обереги и фигурки онгонов (духов-покровителей) хранятся в мухлиа-тэргэ - крытых повозках, которые ставили к югу от юрты.

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это-3

Новые баргуты, в принципе больше похожие на тех же бурят, только в Китае, предпочитают просторные монгольские юрты. У старых баргутов было много жилищ, частью перенятых у народов Даурии. Они ставили войлочные юрты (эсхий-гэр) только зимой - причём юрты тюркской (с куполом изогнутых жердей), а не монгольской (с прямыми жердями и колоннами) конструкции.

Интереснее всё выглядело летом: бедняки рыли полуземлянки и ставили на них шалаши (анаган-гэр), а своим национальным жилищем старые баргуты считают хулсан-гэр - небольшую юрту из камыша со сложной конструкцией крыши, в интернете представленная множеством описаний без фото.

Современные хуучин-баргуты вывели какой-то юрточный гибрид с низкими камышовыми стенами и войлочной крышей, но чаще на летних пастбищах живут в шируул-тэргэ (вагончиках с двускатной крышей), а зимой - в обычных домах и квартирах.

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это-4

Тюркское и монгольское наглядно проявляется в баргутской кухне: если тюрки почётному гостю ставили на стол бараний крестец (уужа), а монголы - баранью голову (толоой), то баргуты привечают хитрой конструкцией из того и другого. Пища баргутов, что старых, что новых - в первую очередь мясо и молоко, которым с каждого удоя кропят во славу духов. По тому, что мне удалось найти, выглядит эта кухня как обеднённая и более суровая версия бурятской без всяких поз (в смысле, бууз) и чебуреков, и даже бухлёр тут не мясной суп, а просто тонко нарезанное мясо.

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это-5

Не очень понимаю, насколько в ходу ныне баргутская одежда - даже по этим гостям хорошо видно, что старинные тэрлиги (кафтаны), хантаазы (безрукавки), курумэ (широкие кофты) надеты поверх спортивных штанов и джинсов. На головах у баргуток - островерхие шапки хасабшатай-малгай с поднятыми летом наушниками, но в других источниках они названы атрибутом именно новых баргутов. Хуучин-баргутки вроде как носят платки наподобие чалмы, как на прошлых кадрах, но подозреваю, что такие отличая кого-то беспокоят лишь на фольклорных праздниках.

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это-6

Ну а люди советской закалки возможно вспомнят о белобаргутах или японо-баргутских частях, битых Красной Армией на Халхин-Голе. То закономерно: живших в пограничье и знавших все тропы баргутов японское командование Маньчжоу-Го особенно активно набирало в Квантунскую армию и даже собирало в ней чисто баргутские части. Вот их бойцы - последние степняки, угрожавшие русской границе...

Встретим на Янжиме, одной из святынь Баргузинской долины, людей в необычных одеждах, я сперва принял за монголов, потом (узнав, что они из Китая) - за шэнэхэнских бурят, а теперь предполагаю, что это-7