Найти тему
Наше наследие

Белый месяц вступил в права

Какой праздник у калмыков один из самых любимых? Жители Калмыкии и nте, кто хорошо знаком с культурными традициями калмыцкого народа, с лёгкостью ответят на этот вопрос – встреча Священного Белого месяца.

Начало Белого месяца – первого весеннего месяца, который символизирует пробуждение природы и наступления тепла, отмечается по лунному календарю некоторыми восточными и всеми монгольскими народами, как новогодний праздник. Однако многие считают калмыцким Новым годом и началом отсчёта нового временного цикла Праздник тысячи лампадЗул (Зула-Хурал в Бурятии, Чула в Тыве), который отмечается по буддийским обычаям примерно за два месяца до торжеств, связанных со встречей Белого месяца. Праздничные дни Белого месяца, в этом случае, соотносят с русской Масленицей.

-2

Первый месяц весны у калмыков называется Цаган Сар, хотя в это время ещё обычно лежит снег. В 2024 году Цаган Сар выпал на 10 февраля, а Зул отмечался 7 декабря.

Своё название Белый месяц получил из-за цвета молока. Молоко у скотоводов-кочевников имеет сакральное значение. Такими же свойствами наделяют и белый (цаган) цвет, который символизирует жизнь, силу и здоровье, а также чистоту, благополучие (безбедность и отсутствие неудач), дружелюбие. Сар в переводе с калмыцкого скорее даже не просто месяц, а фаза луны. Лунные месяцы по своим временным отрезкам сильно отличаются от солнечных. По этой причине все праздничные дни каждый год приходятся на разные даты обычного, общепринятого календаря:

в 2023 году 21 февраля
в 2022 году 3 марта
в 2021 году 12 февраля,
в 2020 году 24 февраля,
в 2019 году 5 февраля,
в 2018 году 16 февраля,
в 2017 году 27 февраля,
в 2016 году 9 февраля,
в 2015 году 19 февраля,
в 2014 году 2 марта,
в 2011 году 5 марта.

Приход Нового года – наступление Цаган Сар (Белого месяца) – праздничное и радостное событие всенародного значения. Так было у калмыков с древних времён. Потому что для скотоводов это не только праздник, но и окончание зимовки, перекочёвки на новые стойбища. С наступлением весны, приходом солнечного тепла и появлением на пастбищах сочной травы, скот начинает приносить приплод, что увеличивает удои молока. А если много молока, то, соответственно, увеличивается и количество молочных продуктов.

Фото:РИА Калмыкия
Фото:РИА Калмыкия

Разве можно не радоваться такому изобилию? Разве не почувствует человек от приятных перемен прилития жизненных сил и пробуждения от зимнего периода, вместе со всем окружением? Чтобы пробуждение происходило быстрее, принято придерживаться старинных традиций. Одна из них заключается в том, чтобы перетрясти все вещи домочадцев и развесить их внутри жилища в первый день праздника. Вторая – заблаговременно подготовится к торжеству, сшив новую одежду и заготовив продукты для праздничного стола – много мясной, молочной и мучной пищи, с обязательным присутствием мучных изделий боорцг разнообразной формы. Третья – правильно встретить Цаган Сар.

Фото: Виталий Катышкин
Фото: Виталий Катышкин

Белый месяц – месяц приветствий и поздравлений, всенародно любимый и счастливый месяц. Отмечать Цаган Сар можно на протяжении всего лунного месяца, но главным праздничным событиям отводятся первые семь дней. На рассвете дня наступления праздника совершается обряд Зул ɵргх в каждом калмыцком доме. На семейном алтаре (буцудан) зажигается лампадка, а затем совершаются подношения еды (дееж) духам предков и Белому старцу (Цагаан эбуген), а также кропление молочным чаем с испрашиванием благополучия. На алтарь ставится блюдо с большой лепёшкой, на которую выкладываются по одному боорцгу каждого значения.

После обязательных обрядовых действий члены семьи устраивают праздничное чаепитие с боорцг, Форма боорцг имеет свою символику: хавтха – плоская лепёшка – символизирует солнце и землю; жола означает узду всадника или скотовода, а, следовательно, бесконечную удачу; шошхр – защита от врагов, крепкая семья и пожелание жить единой, дружной семьей в безопасности; хуц, в виде фигурки барана, означает пожелание большого приплода овцам, кит и өвртә тохш – увеличение поголовья лошадей и крупного рогатого скота. Есть виды боорцог в виде кисточки Будды, лотоса, варёных бараньих внутренностей (мошкмр), букашек (хорха) и другие.

-8

Боорцг целвг в виде цельной округлой лепёшки с защипами по краям готовят в первую очередь. Это изделие символизирует солнце, поэтому ему отводится особая роль, и он обязательно ставится в качестве подношения на алтарь. Также целвг и кит преподносятся только уважаемым и пожилым людям, а для детей предназначаются тоhш и хорха-боорцг. То есть, социальное положение и возраст участника праздника сказываются на угощении, – пища меняется в зависимости от смыслового содержания, который вкладываемого в боорцг. Поэтому калмыки даже составляют специальные наборы для вручения родным и близким, с учётом всех социовозрастных тонкостей.

В праздничные дни придерживаются традиции ритуального рукопожатия, которая также соотносится с возрастным этикетом. Старший по возрасту подает младшему одну правую руку, которую младший должен обхватить обеими руками, при этом рукава костюма должны закрывать кисти рук. Ровесники же здороваются, протянув друг другу обе руки. Причём каждый из них в этот момент обхватывает своими руками правую руку другого ниже локтя.

-9

Цагаан Сар (Цаһан Сар) отмечают и в Монголии. Белая луна – праздник преодоления зимы. Традиции празднования схожи с празднованием в Калмыкии. Около трёх часов утра первого дня ЦаҺан Сара все жители Монголии облачаются в новую нарядную одежду, пошитую специально для праздника, и отправляются совершать обряд подношений к склону ближайшей горы, в надежде обретения благополучия. Ритуальные действия совершаются с огнём, благовонием и молоком. Во время праздника принято ходить в гости, дарить подарки и поздравлять друг друга.

Существует мнение, что Цаһан Сар имеет шаманские корни и считался в древние времена праздником молочных продуктов и отмечался осенью, когда шла заготовка впрок. Перенос праздника на новое время, согласно этой теории, осуществил внук Чингисхана, посчитавший, что именно Белый месяц, являющийся символом чистоты, добрых ожиданий и обновления, должен оправдать значение главного народного торжества. Сейчас праздник полностью связан с буддизмом, хотя в симбиозе с ним сосуществуют и шаманские практики.

Сагаалган в 2014 году отмечают в Бурятии тоже 10 февраля. Буддийский Новый год Шагаа (Шаг Аазы) празднуют в это же время в Тыве.

Шагаа – тувинский Новый год
Наше наследие22 июня 2022

А на Алтае, где праздник называется Чага Байрам, Белый месяц в 2024 году встретят 17 февраля.

Где ещё в России празднуют встречу Белого месяца, проводы старого года и начало весны? Везде, где есть монгольские народы. А официальные праздники распространяются на Бурятию, Калмыкию, Республику Алтай, Тыву, Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, Иркутскую область, и Усть-Ордынский Бурятский округ.

-13

Исследователи считают, что праздник Священного Белого месяца начинал своё становление в Китае. Далее он перешёл в Монголию, а затем распространился на все монгольские народы. Примечательно, что сейчас в Китае восточный Новый год вроде бы и не связывают с Белым месяцем, хотя праздник выпадает на те же самые дни, что и у монгольских народов, а торжества наполнены таким же смыслом. К тому же в стране проживает большое количество людей, представляющих монгольские народы. Согласно переписи 2020 года численность монгольского населения Китая составляет 7 503 812 человек, а это в два раза, и даже больше, превышает численность населения самой Монголия.

-14

Китайский лунный Новый год или Праздник весны (Чуньцзе) является самым любимым, самым значимым и самым продолжительным праздником в стране. Все китайцы стараются в это время вернуться домой, чтобы встретить Новый год вместе со своими родными и близкими Чуньцзе полностью привязан к лунному циклу и зимнему новолунию и выпадает на дату в отрезке между 21 января и 21 февраля.

За пределами России Буддийский Новый год или Новый год по-восточному (лунному) календарю отмечают в Монголии, Китае, Внутренней Монголии, Вьетнаме, Таиланде, Камбодже, Малайзии, в некоторых районах Индии и Тибета, а также других странах, имеющих смежные с Китаем культуры (Японии, Кореи и других), но даты могут немного отличаться.