1 часть здесь
Так что же тогда делать, чтобы ребенок слушался? Для начала скажем, что если мотивация – чтобы ребенок именно «слушался», то тогда следующая информация не для вас. Тогда, к сожалению, вы прибегнете к способам, описанным выше. А вот для того, чтобы уметь донести до ребенка, сделать так, чтобы он понял то, что вы хотите сказать, понял ваши мотивы и как минимум задумался о том, что он поступает неправильно, можно делать следующее.
Как это ни банально, но начинать надо с себя. Еще одна банальность – родители – пример для подражания. Да, если хотите, чтобы он был таким-то и таким-то – сами будьте таким. Нет никакого смысла увещевать ребенка в том, что он ругает матом, если вы сами на нем разговариваете. Но здесь и другая крайность – излишняя правильность со стороны родителей тоже может вызвать противоположный эффект. Из чего вытекает следующее:
Будьте просто обычным нормальным человеком, не только родителем, не зацикливайтесь на этой роли. Вы еще имеете много ролей, вот и уделите им тоже внимание. Слишком много внимания к воспитаю тоже рождает сопротивление со стороны ребенка. Не надо строить из себя идеального и не надо этого требовать от ребенка.
Ищите мотивы поведения. Ставьте себя на место ребенка. Возможно, есть какие-то особенные причины его поведения, которые требуют обсуждения или вмешательства. Не рубите с плеча. Для вас, как и для него, не должно быть крайностей – только черное и только белое. И всегда правильно себя вести тоже невозможно – для всех.
Отпускайте иногда поводок. Давайте ответственность ребенку. Пусть он видит результаты своего поведения. Пусть понимает, что в том, что произошло, он виноват сам. Получил двойку – сам виноват, не выучил. Не погладил рубашку – опоздал на урок, потому что гладил утром впопыхах и т.д.
Не унижайте, не выставляйте его дураком, особенно при посторонних. Не приводите нудные примеры того, какими вы молодцами были в его возрасте и какой Петя молодец, не то, что ты. Ничего хорошего вы не добьетесь. Лучше находить положительные стороны у вашего ребенка и делать на них акценты.
Прощать ошибки. Но делать выводы из них. Проводить причинно-следственную связь, которая привела к тому или иному результату. Пусть видит, что его привело к этому, и какой урок необходимо извлечь.
Не наказывайте физически. Это унизительно. Если это было в вашем детстве, вспомните свои чувства – неужели вас это привело к хорошим выводам? Неужели вы так что-то осознали? Думаю, нет. Наверняка было больно и обидно. Также сейчас и ему – от вашего наказания. Работайте над тем, чтобы уметь доносить важное другими способами.
Говорите о своих чувствах, объясняйте, почему вы так решили, почему считаете так, а не иначе, для чего вы совершаете такие поступки и т.д. Предложите ему встать на ваше место ради интереса, что бы сделал он? Будьте искренны – говорите от души, но не из позиции жертвы (Ах, какой ты плохой, доводишь меня), а из позиции силы (Я люблю тебя, я за тебя в ответе, поэтому так поступаю).
И последнее – не ведитесь на провокации. Помните, это вы ведущий, вы главный, вы родитель, который несет ответственность. И вы обязаны найти пути решения проблемы адекватными способами. Вести за собой должны вы, а не ребенок. Может быть, полезно так и сказать, что вы несете за него ответственность, поэтому и последнее слово за вами, но вы всегда готовы обсуждать и находить решение, устраивающее всех.
Это так, наброски, мысли о методах воспитания. Это то, что я вынесла из взаимодействия со своими детьми. Еще я поняла, что не бывает быстрого результата, но то, что мы вкладываем в них день за днем, отпечатывается и не может не влиять в дальнейшем. А потому, всегда важно отдавать себе отчет в том, что мы сами делаем прежде всего, и через собственное поведение влиять и на детей.
А что думаете вы о методах воспитания - популярных и непопулярных? К каким из них прибегаете вы? И какие это дает результаты? Поделитесь в комментариях - будет интересно узнать.
Спасибо за внимание!
Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь
https://music.yandex.ru/album/26629981?activeTab=about&dir=desc