Найти тему
Простыми словами

Популярные методы воспитания – польза и вред (1 часть)

Оглавление

Сегодня речь пойдет о том, какие способы выбирают родители для того, чтобы донести до детей те или иные ценности, мнения, понятия и т.д. и как, подчас, этот выбор бывает неудачным. О том, какие методы стоит использовать для положительного результата – тоже будем говорить.

Ситуации разные – ребенок получил плохую оценку/ругается матом/хамит/не убирается в комнате/не помогает по дому/ не расстается с телефоном и т.д. Что делают родители? Ругают, читают нотации, запрещают что-либо, лишают значимых вещей, некоторые даже прибегают к физическому наказанию. Ничего из этого не эффективно. В этом нетрудно убедиться, достаточно вспомнить, что после акта наказания плохое поведение ребенка повторяется – а если не повторяется, то, есть большая вероятность, что родители просто об этом не знают. То есть ребенок не перестал это делать, просто он стал хитрее – он стал скрывать то, что он делает, от родителей.

Согласитесь, это еще хуже. Одно дело, знать, что есть проблема и пробовать с ней бороться, другое – думать, что все хорошо, когда это вовсе не так. Кстати, некоторые родители предпочитают не замечать проблем и жить в розовых очках, лишь бы не сталкиваться лицом к лицу со сложностями.

Но речь не об этом. Давайте разберемся, почему вышеперечисленные методы неэффективны. Ругань, взывание к совести не работают, потому что воспринимаются просто как шум, нравоучения (у подростков), а дети помладше вообще просто мимо ушей пропускают, потому что не воспринимают слова родителей как такие, к которым надо прислушиваться. В этом возрасте они больше склонные слушать учителя, и перед учителем им еще стыдно «ударить в грязь лицом», а перед родителями, как правило – нет. Но, конечно, не всегда, но, тем не менее, нравоучения и вызов чувства вины – сомнительные методы и не рабочие.

Запреты. Мотивация получить доступ к значимым вещам или удовольствиям и только ради этого получать хорошие оценки, вести себя хорошо, помогать по дому – это путь в никуда. Это работает только на короткий период, но вдолгую – нет. Думаю, каждый здравомыслящий родитель понимает, что формировать следует именно предпосылки правильного поведения, нацеленного на полезный результат для самого ребенка и для самих родителей в том числе, но это как следствие. А какой полезный результат может быть, если ребенок старается получить хорошую оценку или моет полы дома только ради получения удовольствия или чтобы телефон не забрали? К тому же это ожесточает, рождает сопротивление и неприязнь как к урокам, так и к домашним обязанностям, да и к чему бы то ни было, если это всегда сопряжено с какой либо выгодой.

Лишение чего-либо значимого. Это вообще очень опасная тема. Например, некоторые родители могут лишить ребенка в наказание похода на день рождения друга или не взять с собой в поездку, или отменить праздник, а некоторые родители не пускают гулять и т.д. Да, конечно, ситуации бывают разные, но неужели кто-то думает, что если ребенка лишить чего-то для него столь значимого, то он потом одумается и начнет себя хорошо вести? Конечно, нет. Он только ожесточится, будет делать назло и всевозможные вариации на эту тему. Он все равно будет стремиться это делать, только уже тайком, чтобы родители не знали. Например, ругаться матом. Да, конечно, дома он, может, и не будет ругаться, но на улице все равно повторится та же ситуация. Да, он может начать лучше учить уроки, если будет понимать, что может лишиться похода, например, на день рождения, но потом после праздника, он снова вернется к тому же, с чего начали. Я уже не говорю о том, что физически значимых вещей, например, прогулок на свежем воздухе, лишать в качестве наказания, вообще вредно для здоровья.

Однако нельзя сказать, что запреты и лишения значимого не действуют совсем. Порой бывают ситуации, когда без этого не обойтись. Путь попустительства, когда разрешается все – тоже плох. Если родитель понимает, что там, куда собрался ребенок, небезопасно, например, то ему ничего другого не остается, как запретить. И он полностью будет прав, но только стоит ребенку это объяснить как есть, а уж поймет он или нет – это уже другой вопрос.

Физические наказания – это тоже неэффективный и сомнительный метод, но который, так или иначе, некоторые родители применяют. Многие из них думают, что раз они выросли в семье, где такое считалось нормой, то и их дети тоже должны такое терпеть. Но в действительности что дает такое наказание? Ничего, кроме страха и постепенно накапливающейся ненависти. А поведение, основанное на страхе, уж точно не пойдет на пользу никому. Некоторые думают, что если они будут применять физические наказания, то их будут уважать (для некоторых уважать равно бояться), но это не так. Это не уважение, это просто страх, который однажды даст о себе знать. Это насилие. Которое неприемлемо - и точка. Если у родителей не хватает ума и ресурсов донести до ребенка словами и поступками, прежде всего своими, то и работать надо прежде всего с ними, а уж потом с детьми.

2 часть здесь

Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)

Читайте также: