Вчера у нас был культурный поход - сходили с парой друзей посмотреть "Мастер и Маргариту" в местный кинотеатр. Из оценщиков этого, обновленного, кино меня надо бы сразу исключить за очевидную пристрастность: просто с потрохами купило попадание внешности и поведения Маргариты в образ дамы, которую себе представлял, когда читал книжку. Не считаю её прямо записной красавицей, она не в моём вкусе по генеральным критериям, но попадание «десять из десяти». Это именно та Маргарита, которая представлялась. Тут, конечно, не знаю, может во мне какой-то изъян и надо было в процессе чтения воображать себя Мастером. И, возможно, так кто-то и делает, рисуя на месте героини ту, что максимально нравится уже тебе. Якобы Мастеру. Но нет, уж простите. Осуждаемого в нём не вижу ничего, но он не мой герой и дело не в нём, а в эпохе. Не хотел бы там оказаться ни при каких обстоятельствах.
Кроме Цыганова – Мастера, о котором ниже, просто великолепное попадание всех актёров. Иногда, даже в жертву следования книжному тексту к которому так любят цепляться примитивные тролли, требующие следования сценарию во всём, даже в актуализированных пародиях. Вот, например, Коровьев, в книге, если помню хорошо, был рыжим, верно? Ага, это, наверное, как острый перец называют «горьким», так и здесь, режиссёру, Колокольников, вполне себе «рыжий». Уж я-то знаю, часть особо одарённой публики меня всё детство называла рыжим за светлые, без единого оттенка красного, волосы. Но это же парик был на актёре, так то, он лысый, как и я сейчас. И парик не рыжий. А рыжий бы, возможно, не смотрелся. И знаете, совершенно роскошный получился Коровьев!
Вообще, столько попаданий в «яблочко» не припомню в отечественном кино со времён «Жестокого романса» или «Мёртвых душ» и тех, что с Михалковым и других – с Калягиным. Башаров, Гуськов, Лысенков, Верник, Ярмольник… Даже Гелла… как они вообще нашли полный гибрид Собчак и Литвиновой?
Бегемот, мне представлялся иным – существенно более крупным, чёрным как сажа и уж точно, без заострённых ушей. Но это же просто кот, хоть и говорящий, а манулы – в моде.
Совершенно блестящая идея, это когда всё тёмное и сатанинское, во всяком случае у нас в стране, в кино, сказках и мультфильмах, будет говорить на немецком или с соответствующим акцентом. Вообще, фамилия Воланд, помимо историко-религиозной нагрузки, даёт довольно большой разброс по вариантам происхождения, но я настаиваю: пусть зло всегда разговаривает по-немецки. Мне так хочется. И, разумеется, это тот случай, когда не стоило бы использовать суррогат, в виде не совсем способных прибалтийских актёров, типа сдувшегося Кяро или какого-нибудь Кавендыша. Нордических холод в этих есть, но изобретательной злой гениальностью и не пахнет. Так что немцу, сыгравшему немца – браво! Никто лучше бы этого не сделал и персонально для меня, зло именно так и выглядит.
Плавно переходим к теме «неблагонадёжности актёра Цыганова».
Вот, например, все знают такого Серебрякова. Обзывался на нас, на страну нехорошее говорил, хлопал дверью и «уезжал навсегда». Как человек, безусловно, какой-то спивающийся комок стресса, ничего положительного – в моих глазах, во всяком случае. Но, конечно, вернулся на обильные хлеба и, вот уже несколько раз подряд, совершенно блестяще сыграл в кино разнообразных сволочей. Слушайте, а вдруг так и надо? И если человек, при всем своём недовольстве, армию не дискредитировал и фашистов не финансировал, то пусть себе приезжает и играет сволочей, а? Ну кто это лучше сделает? И прямо сейчас вы спросите: «При чем же здесь Мастер?». Я вам так скажу: для гласного, немолчаливого большинства, скандировавшего про идентифицированных врагов трудового народа – «расстрелять как бешеных собак», Мастер был сволочью и заслуживал соответствующей участи. Разве нет? Оставим споры о том, насколько репрезентативным было это большинство остальному народу, но кричащие легко и просто внушали всем прочим «империалистическую и антинародную сущность подобных элементов», предпочитая историческим трудам, подвиги в забое и акробатические фигуры. Такое было время и вот почему мне не хотелось бы в нём оказаться. Элита же, с «коммунизмом в отдельно взятой квартире», показана просто идеально. И очень жаль, что повторяя лозунги той толпы, нынешние обожатели всего, без исключения, советского забывают об огромной параллельной вселенной закрытых клубов, спецснабжения и прочих благ для «особых людей». Так вот, возвращаясь к Цыганову. Он и сыграл отлично и на роль эту подходит скажем так, из-за невнятной благонадёжности и, поэтому не полному соответствию чаяний толпы. И той и нынешней. То, что у меня второй текст по фильму с этим актёром – совпадение. Разумеется, за него не «топлю» ни в каком, кроме актёрства, смысле. А так то, я бы его-человека, очень сильно наказал за брошенных детей. К счастью, мы ходим по нужде на разные грядки. А вот как актёр – подходит. И здесь, ровно та же история, что с «немцем – сатаной» или «Серебряковым – сволочью». Просто, человек, вот, прямо на своём месте оказался.
И ещё. если кто-то может похвастаться цельным восприятием нашей культуры за последние сто лет, замечу здесь, что, вообще-то, булгаковские «Собачье Сердце» и рассматриваемый «Мастер» - произведения в корне антисоветские. Ну, это коли брать по меркам и сюжетного худсовета и современного потока критики по новому кино, где возмущенная публика так вычурно шокирована происхождением режиссёра, покусившееся на «наше всё». Либо такие критики определятся, что таковым считать, а что нет, либо могут просто расслабиться в своей квартире, где угадываемо есть все блага, недоступное обычному советскому, простите, российскому гражданину. Прямо как у партаппаратчиков из «плохой квартиры», да? Ведь это же просто «работа такая», верно? И после яростного осуждения тлетворного влияния джаза, его под можно и вкусить. Пока никто не видит.
Единственная печаль по актёрам — это Понтий. Он очень хорош, а печаль именно потому, что можно было сделать всё с элементами приятного сарказма и ещё лучше… будь Микеле Плачидо помоложе. Физиономически тот же тип и на римском суржике уж точно получилось бы, но Микеле, увы, совсем уже старенький дедушка. И тогда, прекрасное появление Башарова в роли чиновника-алкоголика, было бы дополнено ещё одним ироничным ходом…
Ляпы. Их особо не замечено. Удачно было одеть всё в леса. Особо удачно – наводнить Москву футуристическим дизайном, а-ля «планомерно наступающий коммунизм».
Конечно, глаз режут стеклопакеты, оцинкованные водостоки и трехосный грузовик на заднем плане, во время первой прогулки Мастера и Маргариты, но это мелочи. Ещё современные очки на Воланде на сеансе чёрной магии, а далее, на известном балу. Хотя, если ты дополняешь двери сталинской высотки аутентичным стонущим скрипом, то делать бесшумно откатывающиеся и идеально ровные решётки в психушке, пусть и футуристической – выбор сомнительный. Хотя, всё компенсировал «доктор Ярмольник», своим током и морфином.
По чистой вкусовщине, мне, признаюсь, не хватило лишь голой суматохи, после исчезновения парижских нарядов, как было в книге. Сцена то была почище известного «Парфюмера» в финале. Ну, или я решительно уже всё из неё забыл, дело было лет 36 назад, не меньше.
Морали - никакой, фильм хороший.
Вместо послесловия.
У меня есть друг-американец. Нынче преподаёт в маленькой школе в Вайоминге, а когда-то был матёрым профессионалом в области нефтяной геологоразведки. Мы встретились в законсервированном полевом лагере из юрт, на излёте суровой монгольской зимы, много лет назад. Я уже был там, на востоке страны и дожидался, когда его машина пробьётся через снега. Наладил спутниковый интернет, купил у местного охотника осеннюю тушу дикой козы и к его приезду соорудил шашлык. И вот, откапываясь из снега поочередно с водителем, они, наконец приехали и мы начали планировать будущую работу, где он должен был стать моим тренером в этой области. С юга, с пограничного перехода, к нам пробивалась большая колонна китайской техники и персонала, для будущих сейсмических исследований. Не всё было гладко, снежная зима. Итого, у нас впереди было несколько дней, которые предстояло просто убить – делать особо было нечего. Пол, мой наставник, седой как лунь старик, обратился со странной просьбой: «Слушай, я всегда очень хотел прочесть Булгакова, «Собачье сердце», ты не мог бы мне найти перевод».
Помню, то, что я нашёл, оказалось весьма и весьма плохо переведённым текстом. Пол же, удовольствовавшись единственно найденным, засел за чтение и в течение ближайших пары дней, не отрывался от экрана, сотрясая юрту гомерическим смехом и даже вытирая слёзы. Сказать, что ему понравилась книга – не сказать ничего. Он буквально светился от восторга, вспоминая какие-то её моменты, время от времени и разражаясь очередным приступом хохота. Единственный вопрос ко мне был таким: «слушай, неужели эта книга была разрешена в СССР?». Мне оставалось лишь ответить, что формально, её «снова разрешили» ещё при Союзе… Тоже без морали, просто связанное с Булгаковым воспоминание.
#Мастер и Маргарита #кино #российское кино #Цыганов #Воланд #немецкий акцент #Булгаков