Найти тему
Бельские просторы

Ван Гог

Криминальная Уфа

За годы работы следователем я сотни раз выезжал на преступления, но этот выезд на улицу Менделеева, запомнил на всю жизнь. С инспектором дежурной части и водителем, которому было скучно одному сидеть в машине, я поднялся, под самую крышу многоэтажного дома. Сломанный замок говорил, что мы не ошиблись дверью. Я переступил порог и удивлено огляделся. Стены огромной художественной мастерской с пола до потолка были увешаны картинами в рамках и без рамок. На полу лежали связки холстов, кистей, рядом стояло несколько мольбертов с незаконченными рисунками. За столом без скатерти сидел старик с торчащими скулами и рыжей бородой, рядом две женщины в пестрых халатах. Я посмотрел на стол и увидел то, что видел много раз – пустые бутылки, тарелки с куриными костями и окурками. С морщинистого лица на меня смотрели синие глаза, такие же бледные, как вылинявшая рубашка на нем. Меньше всего мне хотелось искать неизвестных злодеев, совершивших кражу. Я, как и мои коллеги хотел быстрее вернуться в отделение милиции, к телевизору, чаю и дивану. На милицейском жаргоне это называется: «нагнать пургу». Через несколько минут, я включил пятую скорость.

- Пьете, жрете, а потом милиция ищи…?

- Алкаш, да тебе самому место на нарах…!

- Сам разберешься со своими собутыльниками…?

- Может участкового вызвать, он быстро составит протокол…!?

Я не дошел до отпечатков пальцев, которые они, конечно, уже заляпали и уничтожили, как заговорил старик. Теперь его борода стала огненной и торчала во все стороны, будто ее зарядили электричеством.

- Да ты знаешь, кто я такой? Ты знаешь, с кем разговариваешь?

- Я народный художник Башкирии Александр Бурзянцев!

- Ваша прямая задача, это найти преступника!

- У меня друг Мустай Карим!

- Завтра ты не будешь работать в милиции!

Синие глаза художника выкатились, лицо стало красным. Женщины начали шептаться. Ни то, чтобы я испугался, но чутье подсказывало что звание «народный художник» соответствует генеральскому. Я стоял с полминуты, не двигаясь и не произнося ни слова. Отвечать было не чего, и я не ответил. Просто принялся рассматривать картины, как будто в мастерской кроме меня никого не было. Художник Бурзянцев любил природу, но глядя на его пейзажи, я вспомнил картину «Боярина Морозова». Художник Суриков несколько раз перерисовывал картину и сани с боярыней, лишь тогда заскользили по снегу, когда рядом с ними побежал мужичок. От пережитого волнения у меня появилась игривое настроение. В голове замелькали друг за другом все, что я знал о живописи и художниках. Я остановился перед картиной в реке, которой отражался лес. Рисунок напомнил о тех временах, когда в родной деревни Абдуллино я ловил рыбу и мечтал о путешествиях.

- Река не течет – сказал я.

Церковные колокола другой картины, покрытые зеленоватым налетом старины, в сиянии спускающегося вечера, рифмовались со стихами Есенина.

- Солнце не вечернее – сказал я.

- Облако кричит, мало воздуха – делая замечания, я переходил от одной картины к другой.

Начни я плясать или петь не было бы такой перемены. Бурзянцев уставился на меня как на приведенье, разговаривающее по - иностранному.

- Не хватает воздуха, облако кричит - громко повторил художник мои слова, и повернулся к женщинам, которые перестали шептаться и большими глазами смотрели на происходящие.

-Да ты кто такой, чтобы судить мои картины ?

-Ты хоть одного художника знаешь ?

Огненная борода художника вздернулась вверх и его глаза сфокусировались на мне как на очень удаленном предмете.

Серов, Перов, Репин – были из школьной программы.

-Ван Гог – ответил я

-Что он написал ? - более миролюбиво, чем я ожидал, спросил Бурзянцев.

-Подсолнухи - ответил я, и хмурая недоброжелательность хозяина мастерской полностью исчезла. Я весело переглянулся с оперативником и водителем. Если с Бурзянцевым как с человеком было трудно справиться, то как художник он был на много чувствительнее. Я назвал еще одну картину знаменитого голландца, и интонация изменилась, словно Бурзянцев увидел самого Ван Гога. С картины «Едоки картофеля» мы перешли к знаменитой картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Теперь мы говорили как друзья, встретившиеся в гостях. О Есенине, чьи стихи для него были, словно молитва для верующего Бурзянцев рассказывал пальцами, руками, бородой и локтями. Казалось, свою любовь к живописи он перенес на нас. Ему и в голову не приходило, зачем в мастерской три милиционера. Разговаривая с художником, я продолжал рассматривать картины. Неожиданно Бурзянцев предложил мне выбрать одну из своих работ. Снова мне пришлось волноваться, но это была куда более приятное чувство. Женщины зашептались, но художник, не обратил на них внимания и подписал свой рисунок. Беседка, залитая, солнечным светом летнего утра была прекрасна, в широких мазках чувствовалась родство с характером автора. Я подумал о краже, и на секунду передо мной возникла картина – преступник за решеткой, я возвращаю владельцу украденные вещи. Бурзянцев словно, угадав мои мысли, грустно улыбнулся, и мне показалось, что так и нужно было, чтобы я первый раз увидел его и простился с его картиной. В дверях я оглянулся. За столом сидела не очень веселая компания. Бурзянцев налил себе рюмку, одна из женщин посмотрела в зеркало и пригладила волосы.

История эта случилась в декабре 1992 года.

Прошло много лет. В 2006 году я продал картину Александра Бурзянцева известному в Уфе коллекционеру Юлаю Урманшину (антикварный салон «Антик) за 10 тысяч рублей.

-2

Александр Данилович Бурзянцев родился 19 октября 1928 года на хуторе Новопреображенский Зилаирского кантона БАССР. В 1951 году окончил Пензенское художественное училище. В 1952 году переехал в Уфу и трудился в товариществе «Башхудожник». Персональные выставки Александра Бурзянцева с большим успехом проходили в Москве, Пензе, Уфе, в селе Константиново – родине Сергея Есенина. Сегодня картины художника хранятся в Третьяковской галереи, музее им. М.Нестерова, русском музее Санкт-Петербурга.

Удостоен почетного звания народный художник БАССР, заслуженный художник РСФСР.

Умер 25 мая 1997 года. Одна из улиц в поселке Нагаева Октябрьского района столицы Башкирии носит имя народного художника Башкирии Александра Бурзянцева.

Автор: подполковник юстиции в отставке Ирек Муктасаров

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.