О возможных нюансах длительного путешествия на поезде с собакой, пусть и компактной породы, но всё же собакой.
Наш пес Оскар породы йоркширский терьер в возрасте 1 год 4 месяца совершил первое в своей жизни путешествие поездом РЖД, длившееся в общей сложности 9 суток (4 суток дороги в сторону моря и 5 суток дороги обратно). Опыта поездок на поезде с собакой у нас не было, но и вариант оставить собаку дома и уехать отдыхать на месяц категорически не рассматривался.
Предварительно промониторив просторы интернета на предмет возможных проблем передвижения железнодорожным транспортом по просторам России с собакой, почитав отзывы пришел к выводу, что ничего страшного в пути нас не ожидает.
Что нужно для поездки
Перед поездкой в наш "самостоятельный тур РЖД" проставили собаке полагающиеся прививки, прошли осмотр у ветеринара, поставили соответствующий штамп в ветеринарный паспорт. У нас ветеринарный паспорт проводники при посадке в поезда не спрашивали, но имели полное право это сделать.
Купили билет в вагон, с разрешенным провозом животных. Провоз, кстати разрешен не во всех пассажирских вагонах. Это нужно учитывать. За провоз животного нужно оплачивать отдельный билет, оформляется билет на животного как «ручная кладь», цена зависит от массы животного. Для перевозки животного нужна жесткая сумка.
Нужно также учитывать, что продолжительные по времени остановки, необходимые для возможности осуществления туалетных процедур вашему питомцу, возможно будут встречаться по пути маршрута не так часто, как вам и ему хотелось бы. Если Ваш путь лежит через Казахстан, нужно учесть, что при транзитном проезде Казахстана в дневное время вас не выпустят из вагона практически весь световой день. Поэтому необходимо иметь «мобильный туалет» для животного - пеленку (коврик). Нас такой туалет пару раз в пути спасал.
Дорога
Часть пути (первые вечер, ночь и утро) Оскару пришлось отсиживаться вместе с его хозяином на боковой полке плацкартного вагона. В сумке находится пёс наотрез отказался, и сразу переместился поближе к хозяину с молчаливой просьбой в собачьих глазах – давай бояться вместе! Кто ездил на таких местах в вагоне, тот знает – лежишь (сидишь) практически в коридоре и наблюдаешь на непрерывный поток людей в обе стороны, движущихся в (из) туалета. Переживал за пёса – куча незнакомых людей в незнакомой местности, причем люди проходят, буквально задевая собаку своей одеждой. Но то ли пёс растерялся в незнакомой обстановке, то ли ему просто хватило воспитания, но «режим охранника» Оскар не включал, занимаясь лишь мирным созерцанием происходящего вокруг. Спал также спокойно, расположившись в ногах хозяина.
В Новосибирске была первая большая остановка с последующей пересадкой в другой поезд и теперь уже в купейный вагон.
Купе у нас было свое, семейное, отдельное, и здесь уже среди СВОИХ людей и за закрытой дверью пёс, во-первых, расслабился и стал более активным, игривым и любопытствующим, а во-вторых - при открывании двери в купе проводником активно включал «режим охранника» 😊.
Питание
Брали с собой гранулированный сухой корм, мясные жевательные вкусняшки, косточки – погрызушки. Нас это сильно не напрягало – в предыдущем автомобильном путешествии поведение собаки в дороге было схожим. В дороге пес кушал мало. Все-таки активность у собаки в дороге минимальная, плюс сказывается и смена режима дня и смена обстановки.
Дела туалетные
Самая большая проблема нашей железной дороги – выгул собак на больших и малых станциях. Выгулять собаку практически невозможно. Выходя из вагона, владельцы собак с очумелым взглядом ищут куда бы сводить своего питомца для его уединения с природой. Везде либо люди и асфальт, либо пропитанное нефтепродуктами на протяжении десятилетий щебеночное (грунтовое) покрытие технических участков железной дороги, куда к тому же проход официально пассажирам поездов запрещен. Найти кусочек чистого грунта или травяного покрытия – тот еще квест. И я сейчас не говорю про привокзальную территорию. Я говорю про территорию, прилегающую к посадочным платформам. В результате хозяева с собаками вынуждены бегать вдоль поезда и выискивать возможные подходящие для совершения туалетных процедур места для своих питомцев. Нередко приходится уходить далеко от поезда, пересекать железнодорожные пути, что по сути является и небезопасно, и наказуемо. Но что делать? В результате все «собачники» находят то самое место, нередко одно и тоже, единственное место и их питомцы наконец то делают свои положенные природой дела. И сломя голову бегут на посадку в вагон. А иногда и не находят и пёс с очумелым взглядом и не сделанными туалетными делами, но уже настроенный к ним, возвращается в вагон.
А ведь нашим четвероногим питомцам и нужно то всего ничего пару – тройку квадратных метров травяного покрова и полуметровый меточный столбик 😊. Но этого РЖД пассажирам с собаками предоставить не может или не хочет. Так и скачем во время длительных остановок со своими собаками по рельсам и шпалам в поисках той самой травки, и рассказываем на бегу таким же как мы озадаченным владельцам собак, где она есть, если смогли все-таки найти.
Что по итогу
Учитывая, что представители породы йоркширский терьер размерами не более кота, значительных проблем ни своим хозяевам, ни соседям, ни проводнику в дороге наш Оскар не доставил. Скорее наоборот своей добродушной мордашкой и дружелюбным поведением располагал к себе не только детей, но и взрослых. Особенно проводницу 😊. Дорогу перенес нормально. Даже легче, чем дорогу в автомобиле – все-таки в поезде не такое ограниченное пространство, плюс возможность проведения на свежем воздухе довольно частых непродолжительных десятиминутных и нечастых продолжительных прогулок во время технических остановок. Так- что перед нами лично вопроса – брать ли с собой собаку в следующую длительную поездку на поезде не возникает, конечно же однозначно БРАТЬ!
О нашем опыте семейного автомобильного путешествия с собакой можно прочитать здесь: