Кант умер. Да здравствует Кант?

459 прочитали

220 лет назад великий философ ушёл из жизни. Но забвение ему явно не грозит

220 лет назад великий философ ушёл из жизни. Но забвение ему явно не грозит Иммануил Кант умер 12 февраля 1804-го. Отмучился – пожалуй, самое точное слово о его кончине.

Иммануил Кант умер 12 февраля 1804-го. Отмучился – пожалуй, самое точное слово о его кончине. В муках уходил, мучительными были для него и вообще последние годы жизни. Учёный с мировым именем стал стар и немощен. И уже не жил – доживал. Он, всю жизнь трудившийся, был вынужден уйти на покой. Прекратились его знаменитые прогулки по одному и тому же маршруту, в одно и то же время. Потом не осталось сил и на то, чтобы просто посидеть во дворе. Затем начало стремительно падать зрение – и вот он уже не мог даже читать…

В конце жизни Кант уже не мог позволить себе так любимые им прогулки по городу...
В конце жизни Кант уже не мог позволить себе так любимые им прогулки по городу...

В ту пору самым близким ему человеком стал пастор Эрегот Андреас Кристоф Васянский. В биографии Канта, которую многие считают лучшей, Васянский описал и его уход.

По воспоминаниям биографа, Кант уже давно с трудом ел. А с 3 февраля совсем перестал. Всё казалось ему безвкусным, вызывая отвращение. 7 февраля он уже не смог встать с постели, впал в бессознательное состояние. 10 февраля вдруг пришёл в себя и даже сказал «Доброе утро». 11 февраля «лежал с потухшими глазами, но был, казалось, спокоен. Я снова спросил, узнаёт ли Кант меня. Он не мог ответить, но подставил мне губы для поцелуя…»

Вечером протянутую ему ложку с сиропом пациент оттолкнул. Однако 12 февраля «в час ночи склонился в поисках ложки. Я дал подслащённое вино, разбавленное водой. Кант просил ещё, и я давал пить снова и снова, пока освежающий напиток не придал ему сил, и он произнёс: «Это хорошо». Это были последние его слова…

Обложка биографии Канта от Васянского издания 1941 года
Обложка биографии Канта от Васянского издания 1941 года

Несколько раз он сбрасывал одеяло. Всё тело и конечности были уже холодными, пульс – прерывистым. 12 февраля без четверти четыре утра Кант лёг так, словно готовился к великому приходу своей смерти. В 10 часов утра его облик заметно изменился, глаза совершенно застыли, взгляд опустел, смертельная бледность обескровила лицо и губы. Дыхание ослабело, утратило обычный ритм, Кант перестал вдыхать. Его верхняя губа едва заметно дёрнулась. Пульс бился ещё несколько секунд, всё медленнее и слабее. Механизм остановился, последнее движение машины прекратилось. В тот же момент часы пробили 11…»

Тело Канта поместили в столовой. И в дом философа потянулись те, кто желал проститься с ним. Это был очень разный народ – от аристократов до простолюдинов. Как вспоминал Васянский, «с утра до позднего вечера комната была наполнена. Люди приходили дважды и трижды». Читая про этот нескончаемый поток, невольно вспоминаешь Мавзолей Ленина. К слову, у них и день рождения совпадает – 22 апреля.

Прощание с Кантом длилось с 12 по 28 февраля. Да-да, полмесяца. При этом в отличие от Ленина философа не бальзамировали. Конечно, возникает недоумение: тело более двух недель не хоронили – и ничего? Васянский с чисто немецкой педантичностью объясняет и это: «Полностью иссохшее тело Канта вызывало удивление, и, по общему признанию, никто ещё не видел столь мало разложившийся труп».

28 февраля Канта похоронили. И это были похороны, каких Кёнигсберг тоже ещё не видел. Так, об этом событии написали не только все местные газеты, но и был выпущен специальный листок. Казалось, попрощаться пришёл весь город. Пышность же церемонии была такой, словно хоронили короля. Особое восхищение вызывал богатый изысканный гроб.

Погребли Канта в университетском склепе при Кафедральном соборе. Однако, несмотря на королевские похороны, большинство вскоре забыло о великом земляке. Без должного ухода склеп быстро обветшал, имел неприглядный вид. Всего через пять лет пришлось соорудить новую усыпальницу. Но и она вскоре пришла в упадок. Так что в 1880 году было решено на этом месте возвести часовню. Заодно решили перезахоронить останки Канта. И это оказалось непростой задачей.

Поиск останков Канта в 1880 году потом запечатлел профессор Иоганнес Гейдек, руководивший эксгумацией (на рисунке именно он достаёт из могилы череп философа)
Поиск останков Канта в 1880 году потом запечатлел профессор Иоганнес Гейдек, руководивший эксгумацией (на рисунке именно он достаёт из могилы череп философа)

Когда начали раскапывать могилу, что там только не попадалось. За минувшие с похорон десятилетия в районе усыпальницы не раз проседал грунт. И кто-то в эти ямы, судя по всему, выбрасывал всякий хлам. А ведь с какими почестями Канта провожали в последний путь…

Наконец лопата наткнулась на человеческий череп, затем нашли и всё остальное. Однако где же знаменитый гроб? Попалась только пластина с эпитафией: «Посмертные останки бессмертного Канта». Раскопки пришлось продолжить. Был обнаружен ещё один череп, за ним – весь скелет. А также – ручки от кантовского гроба.

Благодаря описаниям современников и посмертной маске удалось установить, что останки Канта – всё-таки второй скелет. Первый же, видимо, принадлежал похороненному рядом профессору теологии Иоганну Шульцу.

К 200-летию Канта над его могилой возвели величественный мавзолей
К 200-летию Канта над его могилой возвели величественный мавзолей

Останки вновь захоронили. Однако в 1924 году место упокоения Канта опять потревожили. Скромную старую часовню снесли, построив величественный мавзолей, который высится и поныне. Собственно, лишь тогда и возникла немецкая кантомания. А поднялась она на тех же дрожжах, что и калининградская: городу требовалась «торговая марка», которую узнавали бы во всём мире.

Во время войны остров Кнайпхоф (ныне – остров Канта) превратился в сплошные руины. И лишь могила философа каким-то чудом почти не пострадала. Чудом кажется и то, что могилу не снесли после войны. И тут снова нельзя не упомянуть Ленина. Считается, что от сноса могилу уберёг именно он. Точнее, его работы, где он, критикуя Канта, вместе с тем вслед за Марксом и Энгельсом отдавал должное кантовскому наследию…

Правда, от вандалов это могилу не уберегло. Уже вскоре после войны кто-то раздвинул плиты надгробия. А рядом на стене появилась ещё и издевательская надпись в адрес философа-идеалиста: «Теперь ты познал, что мир материален».

«Теперь ты познал, что мир материален». 1951 год
«Теперь ты познал, что мир материален». 1951 год

Раздвинутое надгробие породило слухи, которые и поныне в ходу. Дескать, ещё в те годы останки философа пропали из гробницы. А одна из «гробокопательских» версий опять же связана с Ильичом. Якобы кантовские косточки были вывезены в институт при Мавзолее Ленина. Для изучения останков гения. И назад их уже не вернули.

– Чушь, – заверил меня возрождавший Кафедральный собор Игорь Одинцов. – Не смогли добраться до останков и вандалы. Дело в том, что под верхним надгробием есть ещё одно. И его без техники уже не сдвинешь.

В 1950-х могилу Канта привели в порядок. И, взятая под охрану государством, она стала охранной грамотой для собора. Идея снести его развалины поднималась не раз. Однако как снести, если могила Канта – неотъемлемая часть собора?

Посмертная маска Канта хранится в музее в Кафедральном соборе
Посмертная маска Канта хранится в музее в Кафедральном соборе

Тем не менее в советские времена отношение к Канту в Калининграде было, скажем так, спокойным. Новая кантомания началась лишь в 90-х. Но зато эта волна превзошла то, что было раньше. Шутка ли, Кант, такой тихий и скромный при жизни, уже конкурирует с янтарём – главным брендом Калининградской области.

Только безудержная кантомания начала вызывать и отторжение. Позиция «Достали вы уже со своим Кантом» ярко проявилась во время истории с «доименованием» аэропорта Храброво в 2018 году.

Кант и там оказался в списке имён-претендентов. А в ответ была развёрнута кампания против. Аэропорт в итоге стал имени императрицы Елизаветы. Однако перед этим кто-то облил краской кантовские могилу, памятник и мемориальную доску, заодно разбросав рядом листовки про «предателя Родины», имя которого не должно «осквернять наш аэропорт».

А ведь до этого Канта ещё и, пардон, в лохи записали – о чём можно прочитать здесь:

В общем, «Канта много не бывает» – сомнительный тезис. Тем более что сам он не просил его увековечивать ни при жизни, ни после смерти. Он мечтал не о славе, а о всеобщем счастье – о мире во всём мире.

Но 2024 год – это же ещё и год 300-летия со дня рождения Канта. Так что в ближайшей перспективе кантомания, судя по всему, будет лишь усиливаться. Правда, хоть для немалого числа тех же калининградцев он и «старина Иммануил, наше всё», многие ли могут похвастаться, что читали его труды? Обычно знакомство с кантовским наследием ограничивается знанием лишь самого знаменитого изречения этого философа – про звёздное небо и моральный закон. КП