Найти тему
Заметки о культуре

Заметка о фильме «Николай Цискаридзе. Автопортрет к юбилею»

Хотела сделать пост, но количество символов меня сильно ограничило. Думала, будет коротенькая записка о фильме, новый формат, возможно. Однако моё желание поделиться большим количеством эмоций всё-таки превышает лимит, поэтому вновь статья!

"Небольшая"заметка о фильме «Николай Цискаридзе. Автопортрет к юбилею».

С нетерпением ждала сегодняшней субботы, чтобы посмотреть эти кадры, так как я очень люблю творчество Николая Максимовича и считаю его в некоторых аспектах даже своей ролевой моделью. В этом Человеке с большой буквы собрано многое: и талант, и ум, и душа, и любовь к своему делу, к искусству. Во многих вещах я хочу быть похожей на него, иметь такой же острый ум и быть настолько же образованной.

Буквально с первых минут по коже пробегают мурашки, так как Николай Максимович стоит на сцене большого театра и обращается лицом в зал, говоря за кадром о теме фильма. Это действительно важный и трепетный момент, учитывая то, как его буквально выгоняли из театра многие годы. И спустя столько лет отрадно его видеть пусть и не в спектакле, но хотя бы просто на этой сцене. Здесь он дома, более того Большой театр в каком-то смысле — он. Точно также можно сказать о том, что большой театр — Григорович, Васильев, Максимова, Уланова, Семёнова и многие другие артисты, которые и создают эту главную сцену страны. Так что да, все моменты фильма, где Николай Максимович показывал любимые места, где рассказывал об устройстве театра, дарят ощущение мурашек по коже. Чувствуется, что именно он тут хозяин.

Николай Максимович рассказывает о том, как проходили спектакли. Рассказывает истории об осветителях, о капельдинерах, конечно же о педагогах. Его детство, юность и служба в театре – бесценные истории. Он приоткрывает завесу тайн кулуаров театра, что всегда интересно. Мир искусства невероятен, в нём сочетается нечто возвышенное с порой мизерными поступками-ссорами-предательством. Однако именно из-за этой смеси мы и любим его. Именно в такой тяжёлой и конкурентной обстановке рождаются шедевры. 

Блок про педагогов греет душу. Фрагменты старых интервью не только его, но и Григоровича. Мурашки по коже от того, что было и как это происходило. А момент истории про забастовку заставляет просто перестать дышать.

Я пыталась сдерживалась слёзы на глазах, но парочка из них всё-таки скатилось по моим щекам. Просто видно, насколько этот человек светлый и насколько правильные вещи он говорит. И я даже не понимаю, почему плачу. Просто все эмоции от фильма переполняют душу, добавляют новых мыслей и нужно, наверное, как-то выплеснуть это всё.

Особенно волнительно на моменте с учениками Николая Максимовича. Моя любимая Анжелина Воронцова и он в образе Симоны (Статья о балете Тщетная предосторожность ). Часть закулисья очень уютная. А когда в Большом к нему подошёл Марк, то это было словно бальзам на душу. Вмиг меняется тон Николая Максимовича, наполняется теплотой и любовью, такие отеческие объятия. У Марка даже дрожал голос в тот момент, когда он говорил о наставнике. Такое отношений, на мой взгляд, одна из самых ценных вещей, что можно встретить за всю свою жизнь.

Я искренне смеялась с историй об учениках. И продолжаю восхищаться тем, как он любит их, сколько вкладывает в их технику, а самое главное в ум и в душу! Блок про ректорство — разбивает сердце. Его голос в кабинете совершенно иной, немного с надрывом. То как он рассказывает про восстановление академии заставляет волосы вставать дыбом. Сколько же он сделал! (Кстати по поводу общежития при школах и вообще уровне отношения к ученикам. Недавно вышло интервью с Валентином Малининым, где он затрагивал эту тему. Можете ознакомится вот по этой ссылке. Настоятельно рекомендую к прочтению.)

Дыхание перехватило на том моменте, когда он заговорил про назначение Гергиева. Ведь я абсолютно с ним согласна. Я знаю многое о реставрации Большого (в виду специфики работы моих родителей). Я видела состояние труппы несколько лет назад, когда на фуэте солистка буквально ушла в кулису. Я вижу спектакли, что ставятся на сцене театра. Вы просто посмотрите на Садко, на Свадьбу Фигаро, на Искателей жемчуга. Это позор! Поэтому я также как и Николай Максимович очень надеюсь, что что-то поменяется. Пускай медленно, но это случится. И тут просто хочется верить, что у нас в стране ещё буду люди такой величины, которые будут кричать об ужасе культурном и стараться его исправить. Очень надеюсь, что после Николая Максимовича буду приемники, которые будут поднимать уровень педагогики балета, будут работать над искусством. Ведь иначе, мы потеряем всё. Настоящий русский балет на грани исчезновения, кто бы что ни говорил. Однако надежда на его былую славу всё ещё есть во многом благодаря Николаю Максимовичу. И если моисеевцы держаться и не опускают планку, то Большой это сделал давно. Надеюсь, что с недавней сменой руководства всё наладится.

Ну, и самая главная эмоция — мурашки от каждого фрагмента записи выступления этого гения русского балета. Линии, прыжки, вращения, "говорящая спина" и не только (поймут те, кто смотрел его некоторые интервью). Невозможно поверить в реальность этого всего. Да, я его видела на сцене, в комической роли вживую с бешеной энергетикой, которая сражает наповал. И мне хочется точно ещё раз побывать в Михайловском на этом спектакле. Однако внутри есть червячок обиды, что я не увидела его всё-таки премьером вживую. Хотя могла осознанно это даже запомнить… Но это дела давно минувших дней…

Если вы ещё не смотрели интервью, то я очень советую это сделать. И не из-за того, что я всем сердцем люблю этого артиста. Нет, это стоит смотреть потому, что человек рассказывает много важных жизненных позициях, немного уходит в философию и грамотно рассказывает об искусстве, вплетая это всё в свою биографию. Разве это не талант? Мне кажется, что огромный. И именно из-за этого интервью стоит смотреть.