Давайте разберемся, что такое детские страхи и как с ними справиться?
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром.
Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением.
Причины детских страхов:
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.
- Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
- Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
- Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
- Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
- Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
- Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
Существует большое количество классификаций детских страхов.
Природные и социальные
Природные (основанные на инстинкте самосохранения):
- смерти — собственной, родителей;
- замкнутого пространства;
- темноты, глубины, высоты;
- животных, чудовищ, насекомых;
- стихий: воды, огня;
- крови, врачей, уколов;
- громких звуков.
Социальные:
- одиночества;
- наказания;
- осуждения;
- быть не собой;
- опоздания;
- насмешек.
Сверхценные, навязчивые, бредовые
- Сверхценные / воображаемые
Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.
- Навязчивые / реальные
Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.
- Бредовые
Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.
Ситуативные и личностные
Ситуативные:
- обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
- становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
- легко перерастают в фобии.
Личностные:
- обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
- причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
- проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
- со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
- взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.
Острые и хронические
Острые:
- возникают в определённой ситуации;
- часто имеют кратковременный характер;
- при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.
Хронические:
- развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
- могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
- требуют психотерапевтического вмешательства;
- являются фобиями.
Фобии
Чаще всего у детей диагностируются страхи:
- аблютофобия — умывания и купания;
- агорафобия — открытого пространства;
- акрофобия — высоты;
- акустикофобия — громких звуков;
- алгофобия — боли;
- арахнофобия — пауков;
- ахлуофобия — темноты;
- бронтофобия — грома;
- гемофобия — крови;
- гипнофобия — сна;
- кераунофобия — молний;
- кинофобия — собак;
- клаустрофобия — замкнутого пространства;
- пирофобия — огня;
- рабдофобия — наказания;
- ятрофобия — врачей и многие другие.
Ночные страхи
Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:
- ночных кошмаров;
- снохождений;
- сноговорения;
- сонного паралича;
- бруксизма.
Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:
- пробуждение от собственных движений и криков во сне;
- учащённое сердцебиение;
- сбитое дыхание;
- гиперемия, гипергидроз;
- расширение зрачков;
- крик, плач;
- отсутствие реакции на окружающих.
Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:
- наследственность;
- отсутствие режима сна;
- новая обстановка (в гостях, при переезде);
- приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
- черепно-мозговая травма;
- лихорадка;
- перевозбуждение перед сном;
- стрессовая ситуация днём;
- полный мочевой пузырь;
- психическое и/или физическое переутомление.
Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.
Лечение детских страхов
- Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:
- Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
- Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
- Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.
Прогноз и профилактика
Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.
Жду Ваших реакций) До скорых встреч !