Найти тему
Функция Архитектура

Кадзуо Накамура. Основные работы | Башенные структуры (1967).

Кадзуо Накамура, "Башенные структуры", 1967 Бетон, 77,5 х 19,1 х 19,1 см.
Кадзуо Накамура, "Башенные структуры", 1967 Бетон, 77,5 х 19,1 х 19,1 см.

"Башенные структуры" представляют собой группу бетонных колонн, изготовленных из приземистых квадратных блоков, уложенных вертикально с некоторыми углубленными интервалами и несколькими небольшими симметричными выступами на некоторых блоках. Эта работа является продолжением блочных картин Кадзуо Накамуры, датируемых началом 1950-х годов, типичным примером которых является "Блочная структура" 1956 года, а также частью серии сложенных скульптур, начатой по крайней мере в середине 1950-х годов. "Башенные структуры" - одна из последних подобных скульптур.

Накамура дал только одно интервью, касающееся его скульптуры, в 1967 году. В момент разговора о его работе он сказал о "Башенных структурах":

В скульптуре, как и в моей структурной живописи, меня интересует атомная частица, постоянно движущаяся в пространстве. Там, где неестественное совершенство статично, естественное несовершенство подразумевает движение. Мои "Башенные структуры" несовершенны. Их поверхности из натурального бетона сохраняют несовершенства (и, следовательно, движение) самой среды, которые уничтожила бы полировка. Они перемещаются в пространстве в ритме легкой асимметрии, как при постоянном, едва заметном перемещении составляющих полос или блоков. Такие простые геометрические формы, лишенные каких-либо “старинных” украшений, по сути, всегда неподвластны времени. Хотя для меня эти сооружения, кажется, проецируют наше собственное время на будущее с многоэтажными зданиями, для других людей они вполне могут вызывать воспоминания о древнем прошлом. В любом случае, я, очевидно, работаю со структурными отголосками архитектуры. С 1958 года я чередую угловатые формы открытой планировки с блочными конструкциями: даже в живописи я использую блочный мазок. И хотя я работаю “маленькими”, я стараюсь добиться, с помощью правильных пропорций, архитектурного управления пространством.

Здесь, в своей обычной лаконичности, Накамура предлагает множество взаимодополняющих толкований "Башенных структур".

Генри Мур, "Ядерная энергетика", 1964-66, бронза и камень, 121 х 243 см, Чикагский университет.
Генри Мур, "Ядерная энергетика", 1964-66, бронза и камень, 121 х 243 см, Чикагский университет.

Эта скульптура может отсылать к ядерным реакторам, самым известным из которых является тот, что был построен в Чикаго в 1942 году и который вызвал первую созданную человеком самоподдерживающуюся цепную реакцию, необходимую для производства ядерной энергии 2 декабря того же года. Накамура создал эту скульптуру в 1967 году, в двадцать пятую годовщину испытания. Вероятно, он был осведомлен о скульптуре Генри Мура "Ядерная энергия" (1964-66), которая была установлена на этом месте в ознаменование того дня и модель которой находится в Хиросиме. Башенные сооружения также обладают устрашающе сюрреалистическим качеством, которое напоминает опустошенные пейзажи Хиросимы и Нагасаки с их немногочисленными сохранившимися сооружениями, уцелевшими после атомных взрывов в августе 1945 года.

Чикагский Штабель-1 (графитовая решетка), 1942 год, Министерство энергетики Соединенных Штатов.
Чикагский Штабель-1 (графитовая решетка), 1942 год, Министерство энергетики Соединенных Штатов.

Поверхности скульптуры Накамуры намеренно несовершенны и неполированы, возможно, вдохновленные неоплатонической идеей физического мира как несовершенного отражения мира идеальных форм. Джерролд Моррис, дилер Накамуры, заявил в 1965 году, что искусство его клиента “продолжает начатые греческими философами поиски подвижной основы между духом и материей”. Оно также может воплощать японскую эстетику быстротечности и несовершенства, знаменито сформулированную романистом Дзюнъитиро Танидзаки в его эссе "Во славу Теней" (1933). Все эти показания, в конечном счете, относятся к состоянию человека, и поэтому от Накамуры, конечно, не ускользнуло бы, что эти башни также обладают антропоморфными свойствами.

Возможно, Накамура стал лучше осознавать течение времени и смягчил свою критическую позицию по отношению к человеческой природе. Возможно, он пришел к пониманию человеческого несовершенства как необходимого этапа на пути к поиску совершенства - связи человека со вселенной, идею, которую он выразил бы, нарисовав от руки числа и их сетки в серии "Структура чисел".

"Мы находим красоту не в самой вещи, а в узорах теней, света и тьмы, которые создает одна вещь на фоне другой… Если бы не тени, не было бы никакой красоты."

Дзюнъитиро Танидзаки
Во славу Теней