Эта птица никогда не воспарит, но при этом как будто летит безостановочно. Это — квинтэссенция кинетической энергии живого тела птицы, это символ чистого полета.
Я расплакалась от силы этой скульптуры, когда впервые увидела ее в музее Помпиду. Теперь моя мечта — увидеть все 29 версий «Птицы в пространстве»: из бронзы, мрамора различных цветов и гипса.
Эта скульптура, а именно ее бронзовая версия, изменила законодательство США. Дело в том, что в 1926 году в Нью-Йорке должна была состояться выставка Бранкузи под кураторством Мареля Дюшана. На американской границе скульптуру причислили к категории «Кухонная утварь и больничные принадлежности» и потребовали заплатить налог в размере 40% от стоимости.
Если бы это было признано произведением искусства, никакого налога не пришлось бы платить. В протоколе написали: «Произведение искусства должно быть изготовлено при помощи резьбы или литья, имитировать природные объекты, чаще всего формы человеческого тела». «Птица в пространстве» под это описание не подходила.
Разразился нешуточный скандал, дело дошло до суда. По итогу «Птица в пространстве» была признана искусством, а в закон внесли правки:
«В наше время развивается так называемая новая школа в искусстве, чьи представители пытаются изображать абстрактные идеи, а не подражать природным объектам. Независимо от того, нравятся нам эти новые идеи и школы или нет, мы считаем, что факт их существования и их влияния на мир искусства должен быть учтен и признан судом».
И вот неожиданный отрывок для вас:
Когда мы уже собирались распрощаться, Сэм угостил меня очередной скандальной сплетней. Зная о моем уважении к великому скульптору Бранкузи, он поведал:
— Как-то раз Пегги Гуггенхайм мне сказала: в постели Бранкузи ни за что не разрешал даже прикасаться к его бороде.
— Надо запомнить: вдруг я с ним на небесах повстречаюсь? — ответила я.
Патти Смит — Просто дети, 2010 [отрывок из книги]
Больше про птиц в искусстве я рассказываю в Telegram, подписывайтесь: https://t.me/birdinart