Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы – «Первый массовый Советский самолет», журнал «Крылья Родины» №4 за 1986 год

В журнале «Крылья Родины» №3 за 1986 год была опубликована статья «Первый массовый Советский самолет» инженера-конструктора Н. Гордюкова о первом массовом Советском самолете Р-1, разработанном под руководством Н.Н. Поликарпова. Автор уделил большое внимание о роли В.И. Ленина и ОДВФ в становлении отечественной авиапромышленности. Рассказал о ряде сложных перелетов в 1924-1925 годах. В статье было дано краткое описание конструкции самолета. Предоставляю слово автору:

«Первый массовый Советский самолет»

Создание и становление советской авиации и авиапромышленности проходило под руководством и при непосредственном участии В.И. Ленина. Он, образно говоря, стоял у колыбели Воздушного Флота первой в мире социалистической державы. Подписанные им постановления Совнаркома и Совета Труда и Обороны, его распоряжения, указания, записки во многом определяли формирование и действия авиачастей на фронтах гражданской войны, работу авиационных предприятий, обеспечение их средствами, материалами, кадрами, пути развития нашей авиации на ближайшие годы.

По личному указанию Ленина в 1918 году создали несколько групп и отдельных авиаотрядов. На базе трех из них – 24, 35 и 49 – в 1921 году была сформирована 1-я разведывательная авиаэскадрилья. 9 марта 1924 года приказом №376 Реввоенсовета Республики ей присвоили имя В.И. Ленина. Позже эскадрилью преобразовали в авиационный полк, который в последующие десятилетия неизменно находился в числе лучших частей наших Военно-Воздушных Сил.

Подписанные В.И. Лениным постановление Совета Труда и Обороны от 16 июня 1920 г. о приравнивании авиационных предприятий в плане снабжения к ударной группе оборонных заводов, постановление Совнаркома от 23 октября 1920 г. о сверхместном отпуске Главному правлению объединенных авиазаводов 387 537 000 рублей на организационные и производственные расходы, постановление СТО от 17 ноября 1920 г. о мобилизации кадров специалистов сыграли огромную роль в становлении и укреплении авиапромышленности вообще и Московского завода №1 (бывший «Дукс»), в частности. Здесь на основе опыта, приобретенного при постройке небольних партий самолетов Де-Хэвилленд DH-4 и DH-9 группой, возглавляемой Н.Н. Поликарповым, был разработан и в 1923 г. передан в серийное производство крылатый разведчик – легкий бомбардировщик Р-1.

Разведчик Р-1
Разведчик Р-1

Это был первый советский массовый самолет. До 1931 года построено несколько тысяч Р-1, в том числе 124 на поплавках (МР-1). Более ста Р-1 созданы на средства организованного в 1923 году Общества друзей Воздушного Флота. Скоро они поступили на вооружение эскадрильи «Ленин». Первые 19 из них с надписями на бортах «Красный Воронеж – Ильичу», «Самарец – Ильичу» и др., члены ОДВФ передали XIII съезду РКП(б) на торжественном митинге в Москве 1 июня 1924 года.

Рождение и массовое производство Р-1 стали возможны благодаря заботам Ленина о молодой советской авиации, участии в ее строительстве трудящихся масс. И, естественно, что это нашло отражение в революции, принятой в мае 1924 года XIII съездом РКП(б) на совместном с Советом Общества друзей Воздушного Флота и представителями рабочих столица заседаний, посвященном передаче XIII съезду первых самолетов эскадрильи «Ленин», построенных на средства трудящихся:

«XIII съезд с удовлетворением отмечает успешную деятельность Общества друзей Воздушного Флота по укреплению Красного Воздушного Флота.

С особым удовлетворением съезд отмечает создание членами ОДВФ воздушной эскадрильи имени Ленина и вместе с десятками тысяч рабочих Москвы и представителей ОДВФ СССР, сдающих именные самолеты, выражает уверенность, что эта эскадрилья будет с честью и славой носить имя вождя и учителя рабочего класса – т. Владимира Ильича Ленина.

Да здравствует и побеждает эскадрилья «Ленин».

Сбор средств на постройку самолетов и пропаганду авиационных знаний ОДВФ продолжало и после завершения работы XIII съезда РКП(б). Сеть ячеек ОДВФ непрерывно росла, увеличивалось количество именных самолетов, построенных на взносы трудящихся. В январе 1925 года, например, Ленинградское ОДВФ передало ВВС вторую эскадрилью «Ленин» из 18 самолетов, а Московское – передало XIII губернской конференции отряд из 12 самолетов – «Ильич», «Московский рабочий», «Красная Пресня» и др. В большинстве своем эти отряды и эскадрильи состояли из самолетов Р-1.

Что же представляет собой разведчик-бомбардировщик Р-1, ставший в двадцатые годы основным самолетом молодых советских Военно-Воздушных Сил?

По схеме Р-1 – классический биплан деревянной конструкции с мотором М-5 мощностью 400 л.с. Металлические узлы в большинстве своем были простыми пластинами-накладками. Некоторые детали в силовой установке изготовлялись из медного литья. Все расчалки, кроме носовых оттяжек, – стальные профилированные ленты с резьбовыми наконечниками.

Чертеж разведчика Р-1 © Н. Гордюков. 1. Жалюзи капота. 2. Водяной радиатор. 3. Двигатель М-5. 4. Маслобак. 5. Фюзеляжный топливный бак. 6. Центропланный топливный бак. 7. Патронный ящик. 8. Звеньесборник. 9. Кресло пилота. 10. Сиденье летнаба. 11. Костыль. 12. Одинарные расчалки крыла. 13. Двойные расчалки крыла. 14. Узел крепления переднего лонжерона крыла. 15. Узел крепления заднего лонжерона крыла. 16. Типовой узел соединения в хвостовой части фюзеляжа. 17. Педали ножного управления. 18. Пулеметная установка ПУЛ-9 с пулеметом ПВ-1. 19. Съемная часть капота. 20. Предохранительная дуга. 21. Стойка коробки крыльев. 22. Латунная наклепка. 23. Вид на стойку шасси со стороны колеса. 24. Вид на стойку шасси от оси симметрии
Чертеж разведчика Р-1 © Н. Гордюков. 1. Жалюзи капота. 2. Водяной радиатор. 3. Двигатель М-5. 4. Маслобак. 5. Фюзеляжный топливный бак. 6. Центропланный топливный бак. 7. Патронный ящик. 8. Звеньесборник. 9. Кресло пилота. 10. Сиденье летнаба. 11. Костыль. 12. Одинарные расчалки крыла. 13. Двойные расчалки крыла. 14. Узел крепления переднего лонжерона крыла. 15. Узел крепления заднего лонжерона крыла. 16. Типовой узел соединения в хвостовой части фюзеляжа. 17. Педали ножного управления. 18. Пулеметная установка ПУЛ-9 с пулеметом ПВ-1. 19. Съемная часть капота. 20. Предохранительная дуга. 21. Стойка коробки крыльев. 22. Латунная наклепка. 23. Вид на стойку шасси со стороны колеса. 24. Вид на стойку шасси от оси симметрии

Фюзеляж прямоугольного сечения – ферменный. Его передняя и средняя части обшивались 3-мм фанерой. Средняя часть закрывалась также фанерным гаргротом, образовывая плавное закругление. Хвостовая часть – расчалочная. Весь каркас выполнялся из сосны, а подмоторные брусья из ясеня. Они опирались на две жесткие поперечные рамы из клееной фанерной плиты толщиной 25 мм. Передняя, средняя и задняя части фюзеляжа строились отдельно и стыковались при помощи стальных накладок и болтов. В собранном виде фюзеляж был неразъемным. Обшивочное полотно за задней кабиной крепилось на шнуровке, что позволяло производить внутренний осмотр. Места стыков обматывались полотном на столярном клее.

Двухлонжеронные крылья – 10% профиля. Лонжероны крыла коробчатые, центроплана – двутавровые. Нервюры с сосновыми полками со шпунтом и с фанерными стенками. Коробки крыльев имели по две пары стоек каплеобразного сечения.

Стабилизатор такой же конструкции. Его угол установки менялся в полете летчиком из кабины с помощью катушки-подъемника.

Радиатор двигателя лобовой, сотовый, снабженный жалюзи. В летнее время и при эксплуатации в районах с высокой температурой под носовой частью фюзеляжа подвешивался дополнительный радиатор.

Шасси – простое: сосновые стойки, сквозная ось, шнуровая резиновая 16-мм амортизация и ленты-расчалки. Костыль – деревянный.

Самолет вооружался одним синхронным пулеметом калибром 7,62 мм с 200 патронами и одним турельным с 500 патронами. Под нижним крылом были замки для подвески нескольких небольших бомб.

Высокие для начала двадцатых годов летные качества и надежность первого советского массового самолета были продемонстрированы в ряде сложных перелетов, в том числе в суровых климатических условиях. Осенью 1924 года летчики П. Межерауп, М. Гаранин, Ю. Арватов, В. Гоппе, Я. Якобсон и А. Залевский доставили в Кабул шесть Р-1, закупленных Афганистаном. В ходе перелета из Ташкента в Кабул часть маршрута выполнили на высоте до 5 тыс. м. впервые группой преодолев хребты Гиндукуша.

Еще более трудным испытанием был полет летом 1925 г. по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин. В составе группы из 6 самолетов было два Р-1. Их пилотировали М. Громов и М. Волковойнов. Механиками летели Е. Родзевич и В. Кузнецов. Маршрут в 6476 км, в том числе сотни километров над тайгой, горными хребтами и пустыней Гоби был преодолен за 52 летных часа. Затем М. Громов и М. Волковойнов провели свои Р-1 в Корею и Японию по маршруту Пекин – Мукден – Сеул – Тайкю – Хиросима – Окаяма – Токио (2800 км). Они первыми на сухопутном самолете пересекли Желтое море.

В том же 1925 году летчик Я. Моисеев с механиком П. Морозовым на самолете Р-1 «Искра» пролетел из Москвы в Тегеран и обратно. В этом полете Р-1 показал среднюю скорость 178 км/ч. Почти с такой же средней скоростью – 170 км/ч – провел свой Р-1 «Красная Звезда» из Москвы в столицу Турции летчик П. Межерауп, хотя на борту кроме него находилось еще два человека.

Разведчик Р-1. Рисунок © Н. Гордюков
Разведчик Р-1. Рисунок © Н. Гордюков

Эти международные полеты показали всему миру, что советская авиация прочно встает на ноги, имеет на вооружении отличные самолеты отечественного производства. На Р-1 был выполнен и ряд внутрисоюзных экспериментальных полетов для отработки, в частности, методов пилотирования по приборам, без видимости наземных ориентиров, ночных полетов и полетов над морем с использованием астронавигации, средств и методов определения и учета ветра в полете.

Разведчики – легкие бомбардировщики Р-1 использовались в Военно-Воздушных Силах, а в небольшом количестве – в народном хозяйстве для перевозок почты, до начала тридцатых годов. Они оставили в истории советской авиации и отечественного самолетостроения добрую память.

© Н. Гордюков, инженер-конструктор

Источники:

Н. Гордюков – Первый массовый Советский самолет, журнал «Крылья Родины» №3 за 1986 год