Найти в Дзене

Психология для психов

"Психология для психов" - часто именно так мы относимся к мысли о психотерапии. Сейчас личная терапия всё больше набирает популярность. Но среди нас всё ещё много тех, кто считает, что пойти к психологу это клеймо, как расписаться в неспособности справиться с жизненными обстоятельствами самостоятельно.

Сложно признать, но легко представить. Не каждый водитель машины чинит её сам, большинство прекрасно обходится даже без минимального представления об устройстве двигателя внутреннего сгорания.

Психика каждого человека уникальна, хоть и есть некоторые общие механизмы развития. Так почему нам тяжело признать, что иногда и ей требуется помощь профессионала?

Итак, в основе формирования психики лежит опыт, который мы получаем в своей жизни. Все впечатления, ситуации, наши мысли накладываются на сенсорное восприятие рождая целостное переживание. И от того, как мы этот опыт обрабатываем, можем ли мы его воспринять полностью или прячемся от него, потому что стыдно, страшно или неловко, от этого зависит как опыт повлияет на нас.

-2

Например опыт "хорошо - плохо". Его мы впервые перенимаем от родителей, и он основан на их собственном представлении об этом. Предположим взрослым мешает плач и крики ребёнка и они говорят, что кричать плохо, особенно в людных местах. В раннем детстве крик и плач ребёнка практически единственный способ сообщить о своих потребностях и их неудовлетворённости. Позже, ребёнок учится говорить, но если его не слышат, то его методы всё ещё те же.

Но родитель "воспитывая" своего малыша учит его терпеть, не капризничать, не проявлять себя, потому что взрослый лучше знает как надо жить, "потом спасибо скажешь".

Ох как знакома многим эта модель воспитания. Проблема в том, что она ведёт к искажению обработки опыта. Ребёнок учится игнорировать внутренний отклик, желания своей души, ориентируясь на внешние факторы - как "правильно". А "правильно" во взрослой жизни будет определять кто угодно, кроме него самого, ведь он никогда этого не делал и не знает что так можно.

И в итоге этот "взрослый" не может сам принять решение в связи со своими потребностями. Он ориентируется на нормы, которые в данной ситуации регулируют его поведение, принятые политическим режимом, корпорацией, руководителем, обществом и т.д. И эти нормы, в зависимости от ситуации, могут быть любыми, адекватными или нет, человек не сможет пойти против них, если в детстве не было возможности отстоять своё мнение в отношениях с родителем.

В этом примере искажение состоит в том, что в ситуациях принятия решения, ответственность перекладывается на "взрослого", который знает лучше. Оно создано не самим ребёнком, у него не было возможности повлиять на него.

Это лишь один, довольно яркий пример, основанный на системе воспитания, актуальной до сих пор (к сожалению).

-3

Большинство искажает обработку опыта, вернее, наши травмы делают это за нас.

Есть и другие достаточно распространённые примеры:

Если бросил партнер или друг, мы испытываем сильные переживания, боль, утрату. Мы не хотим испытывать тяжелые чувства снова и признавать свою ответственность в произошедшем. Тогда мы ставим блок на дальнейших отношениях, потому что "все мужчины или все женщины такие".

И получается, что у нас есть предвзятое мнение о взаимоотношении с противоположным полом, по одному неудачному опыту, либо по обстановке в семье. Это мнение часто совершенно ошибочное, несущее деструкцию и мешающее стоить .

Искажения накапливаются, способы воспринимать и анализировать опыт закрепляются, потому что других никогда не было, а жизнь... "В целом - и так сойдёт".

Эта картина меня весьма огорчает, кажется, что таких ситуаций в мире очень много. Огорчение больше от того, что никто не выбирал себе такой путь, родителей воспитывали родители и так далее, сложно кого-то обвинять в этом да и не принесёт пользы такой подход.

А принести пользу может психотерапия и я желаю каждому, кто читает эту статью и вообще каждому человеку ощутить ее на себе.

-4

Почему же терапия так нужна?

- Потому что, это способ начать анализировать свой опыт.

Разбираться в нём, вместе с человеком, заинтересованным в этом. Психотерапевт это профессионал, обученный, прошедший до конца путь своего анализа (психоаналитиком можно стать только пройдя свой многолетний анализ). В рамках супервизии аналитик консультируется по данному случаю с другим, ещё более опытным терапевтом. (Я рассказываю о терапии в психоаналитическом подходе)

В итоге, в лице своего аналитика мы получаем опыт и знания огромной области науки, нацеленной на то, чтобы изучать самого себя, находить такие искажения, понимать почему они произошли, и благодаря этому постепенно избавляться от них и от их последствий.

Терапия в психоанализе длится долго, часто это более 5-7 лет. Человек научается распознавать свой опыт, говорить о нём, переживать его в этом новом формате отношений.

Функция терапевта - "арендовать" свой аналитический аппарат пациенту. Думать вместе с ним о его жизненных ситуациях, привлекая свои знания и опыт. Помогать не скатываться в искажение снова и снова, а попробовать увидеть тот же опыт иначе.

В анализе он получает важнейший опыт безопасных, понимающих, внимательных отношений. Терапевт не осуждает, не критикует и не оценивает его действия, они принимаются как есть и сам человек со временем перенимает такое восприятие себя. Одно это позволяет найти сначала снаружи, а потом внутри точку опоры для пересмотра своих защитных механизмов.

Если здесь мы вернёмся к примеру "воспитанного" ребёнка, то он постепенно вспомнит, что есть чувства, на них тоже можно ориентироваться. В случаях несправедливости или принуждения, не бояться давать отпор, не соглашаться, отстаивать себя, принимать собственные решения, основанные не на "надо" а на "хочу". Именно так он почувствует свободу от внутреннего голоса взрослого и сам сможет ощутить себя уверенно в этой роли.

-5

Многое в нашей психике - результат стечения обстоятельств.

Порочный круг выглядит так:

• травматическая ситуация и фиксация на ней -> (агрессия родителя на проявление своих чувств)

• выработка защитного механизма -> (не показывать свои чувства)

• обобщение всего похожего опыта и искажение его отдельных частей -> (отказ от проявления настоящего себя вообще)

• применение этого механизма в бытовых ситуациях -> (так появляются маски, подходящие под каждую ситуацию либо рационализм, как мера всех вещей)

• негативный обратный отклик -> (неспособность чувствовать себя естественно, проблемы во взаимоотношениях, сложность в реализации себя)

• разочарование, но не в своём методе мышления, а в мире вокруг.

В итоге, мы работаем там, где нам не нравится и не хочется, делаем больно тем, кто нам дорог, ищем себя, но не можем найти и ещё миллион, всем знакомых, жизненных печалей.

Психотерапия не панацея и не волшебная таблетка. Это долгая, сложная и тяжёлая работа. Хотя часто крайне интересная. Придётся быть открытым, говорить о непростом, признавать свои слабости и ограничения, что является неотъемлемой частью процесса созревания личности. Но в моменты роста, которые связанны со все более чётким и реальным представлением о себе, вопрос "зачем психотерапия" растворится окончательно.