(Прошлогоднее ждёт продолжения...)
Итак, некоторое время назад я предложила написать статью о рефлексии, в
частности, о чём писать в дневнике/тетради/журнале рефлексии.
Но прежде чем перейти к сути, я попрошу вас представить картину:
Вы стоите перед (онлайн)кабинетом психолога, и вдруг, совершенно не к месту,
загорается табличка "Раздевайтесь".
Стрёмненько, правда? Не ожидаемо и оттого не игнорируемо.
Совершенно непонятно о чём и для чего/кого это "раздевайтесь"...
Я поясню. Прежде чем Вы войдёте в кабинет, снимите с себя ожидания, буквально как одежду, оставьте их на пороге. Надежду берите с собой, а ожидания получить "Рецепт на Счастье" оставьте за дверью.
В кабинете психолога мы всегда! говорим об отношениях. Это могут быть
отношения с близкими, с работой, едой, учёбой, с обстоятельствами, с болезнью и... с (ч)кем бы то ни было.
Но главным элементом этих систем являетесь ВЫ!
Хорошо бы это понять еще до начала терапии. В любых элементарных и
сложнейших взаимоотношениях с Миром главный элемент Вы и Ваши чувства. И именно с Вами и Вашим состоянием мы будем работать. Не с папой/мамой/
ребёнком/любимым(-ой)/собакой/начальником... а с Вами.
Если согласны с этим, то пойдёмте дальше.
Поскольку работать мы будем с Вашими чувствами, переживаниями, поведением, опытом, то хорошо бы иметь навык их осмысливать.
Бессмысленно осмысливать
😎 смысл
неосмысленными мыслями(с)
Если осознать проблему - это увидеть ситуацию без прикрас, не бегая и не отрицая её, то осмыслить значит ощутить и выразить любые чувства с ней связанные и поразмышлять о первопричинах её возникновения.
Другими словами, отнестись с исследовательским любопытством к своему
внутреннему миру и его внешним проявлениям.
Даже если вы умеете анализировать Ваши состояния, будет очень полезно их
фиксировать. Для этого, конечно, можно использовать диктофон (не имея привычки писать, будет легче наговорить аудио), но писать - это развивать аналитическое и критическое мышление.
Помимо этого, выводя каракули в тетрадке, Вы освобождаете свое внутреннее
пространство от напряжения проживаемого опыта. Поэтому лучше черкануть свои структурированные мысли в каком-нибудь гримуаре, чем просто от фонаря наговорить очередную запись, в лучшем случае которую прослушают Ваши внуки.
Я предлагаю Вам открыть эту дверь и начать путешествие в свою Вселенную.
Пусть с этого момента дневник/тетрадь/журнал/гримуар станет Вашим верным Санчо Панса.
Путешествуйте в свою Вселенную.
Прежде чем Вы приступите к его созданию, предлагаю Вам ввести в него разделы, отвечающие Вашим потребностям.
Это могут быть: диалоги с людьми, понятиями, событиями.
Это может быть описание Ваших снов, образов, которые приходят в воображении, описание медитаций и их результатов, методы саморазвития,
заметки, касающиеся личной идентификации, рисунки и схемы.
Выбирайте любые, придумывайте свои.
Творите себе верного союзника на этой удивительной дороге жизни.
Помните - в своей реальности Вы главный.
После выбора разделов и их оформления,
можно приступить к сбору пазла "Я есть".
Начните с упражнения "Кто Я?"
- Напишите этот вопрос на странице дневника и, подумав в тишине, постарайтесь дать на него откровенный ответ. Запишите.
- Сядьте удобно, расслабьтесь, совершая медленные вдохи и выдохи и задайте себе этот вопрос вновь. Кто Я? Позвольте Вашему воображению впустить образ, который приходит в ответ на этот вопрос. Не придумывайте специально, просто дайте себя время расслабиться. Опишите увиденное и ответные чувства.
- Следующий шаг.
Встаньте так, чтобы вокруг Вас было достаточно места. Задайте
себе вопрос. Позвольте Вашему телу ответить на него. Какое движение
рождается? Позвольте ему развернуться в пространстве. Если захотите
дополнить его звуком, не стесняйтесь. Когда будете готовы, опишите Ваши
переживания.
Это упражнение хорошо выполнять неоднократно. К примеру, поставьте
напоминалку, что раз в месяц, на полной Луне, Вы наносите разметку своего маршрута на следующий месяц: Кто Я?
Помимо более глубокого контакта с собой, обернувшись назад, пролистывая прошлые записи, Вы увидите Ваши следы - представления о самом себе и как оно меняется. Меняется ли вообще?
Если же Вы адепт рефлексии, я предлагаю проанализировать ключевые
потребности раннего детства и степень их удовлетворения хотя бы одним из значимых взрослых.
Внимание. Любовь. Принятие. Понимание. Дозволение.
- Вам известно, что такое безраздельное внимание хотя бы одного из родителей.
- Вы чувствовали свою незаменимость.
- Вы знали, что кем бы Вы ни были и что бы не происходило, родители примут Вас.
- Вы видели, что Ваши радости и печали имеют значение.
- Вы могли исследовать окружающий мир и всегда знали - в любом случае Вам есть куда вернуться.
- Кем и насколько удовлетворялись эти потребности в Вашем детстве?
Приведите по одному примеру к каждой из них.
При выполнении этого задания - не пытайтесь "дотянуть" маму с папой до полюса идеала или же тотального несовершенства. Используйте мантру "достаточно хорошие".
Если какие-то из перечисленных потребностей не получили удовлетворения в детстве, ура! Вам есть с чем работать: внутренние диалоги с родителями, перенос детско-родительского опыта в партнёрские отношения, нерешительность и низкая самооценка, психосоматические реакции...
Перечислив свой опыт, произнесите слова благодарности к людям, через которых Вы пришли в этот Мир.
Вы никому и ничего не должны, но благодарность за то, что сегодня Вы есть - это хорошее начало на пути к самому себе. Не останавливайтесь!
(продолжение...)