В начале февраля скончался британский писатель Кристофер Прист, широко известный по экранизации его романа «Престиж». На «Сай-фай ревью» писатель, к сожалению, появлялся нечасто, однако единственный материал о его творчестве даже имел некоторый успех у читателей (ссылка внизу).
Поэтому буду потихоньку исправляться. Например, расскажу немного об одном из первых произведений Приста, которое остаётся пугающе актуальным даже спустя 50 лет после публикации.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
«Фуга для темнеющего острова» — роман-катастрофа, вышедший в 1972 году.
События книги разворачиваются во второй половине XX века. По сюжету, череда конфликтов в Африке привела сперва к кровопролитной войне, а затем к полноценному обмену ядерными ударами. Из-за этого несколько миллионов африканцев были вынуждены покинуть континент, спасаясь от войны, голода, болезней, в поисках помощи в других странах. Около двух миллионов человек направились в Британию.
Главный герой романа — самый обычный преподаватель в колледже, проживающий в лондонском пригороде с женой и дочерью. Его размеренная жизнь, пусть и омрачённая некоторыми проблемами в отношениях с супругой, меняется, когда на остров начинают высаживаться африканцы. Ситуация в стране накаляется, меры, принимаемые властями, ужесточаются, а африммы (африканские иммигранты) вооружаются и занимают города.
На страницах книги мы следим за тем, как герои лишаются жилья, скитаются по региону, сталкиваясь с теми или иными проблемами беженцев, встречают собратьев по несчастью, каждый из которых в любой момент может превратиться в соперника, пусть и ранее он был лишь соседом или собеседником в баре.
При этом события рассказываются не в хронологическом порядке, Прист искусно чередует сцены с катастрофой, разворачивающейся буквально на глазах главного героя, с эпизодами из его личной жизни до начала миграционного кризиса, включая детство и юность, многочисленные интрижки, обстановку в студенческой среде и проч.
Стоит отметить и подачу: текст Приста сух, описания отстранённые, без эмоциональной оценки событий со стороны автора. Пожалуй, это цепляет больше всего. Порой Прист безжалостен к читателям, но никогда не ударяется в чернуху (а с таким материалом легко было уйти в живописание трагичных эпизодов из жизни беженцев, насилия и проч.), оставляя место для мыслей.
Таким образом читатель вынужден примерять к себе ситуацию, размышляя о сложившейся ситуацией, причинах конфликта и способах его разрешения, не получая при этом готового ответа от автора. Читатель сам волен выбирать, кто больше заслуживает сопереживания: беженцы из далёкой страны, без крова, средств и надежды, или добропорядочные граждане, защищающие свой дом от захватчиков.
При написании романа Прист, по его собственным словам, опирался на традиции романов-катастроф в британской литературе, в том числе он упоминает книги Джона Уиндема. К слову, «День триффидов» (ссылка на отзыв внизу) — первое, наверное, что приходит на ум при чтении «Фуги...».
Правда, разница между романами в два десятилетия, а сам Прист хотел сосредоточиться не на масштабе бедствий на глобальном уровне, а больше внимания уделить «переживаниям рядовой жертвы». Хотя и без глобального бедствия не обошлось.
Образную основу описанным в романе событиям дал конфликт в Северной Ирландии, а в фундамент основных событий книги легли политическая обстановка в самой Британии под премьерством политика-консерватора и напряжённая ситуация в ряде африканских стран.
Сам Прист старался не занимать чью-то сторону при написании романа, оттого и бесстрастное повествование, так как автор не задумывал «Фугу...» как политическое высказывание. Однако роман даже спустя пять десятилетий остаётся пугающе актуальным.
По ссылке можно найти материал об одном из самых известных произведений Приста, в котором описывается казалось бы невозможный, но крайне любопытный мир. Материал про классику постапокалипсиса «День триффидов» можно найти тут.