Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня на календаре 10 февраля. Так получилось, что в разные годы в этот день родились сразу несколько людей, оставивших заметный след не только в отечественной, но и мировой культуре, науке и искусстве. Давайте вспомним о них хотя бы кратко и посмотрим на места их последнего покоя.
Пастернак Борис Леонидович (1890–1960)
Великий русский и советский поэт, прозаик и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Родился ровно 134 года назад в Москве. Его родителями были художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак, и пианистка Розалия Исидоровна Пастернак.
С раннего детства Борис и его младший брат Александр росли в творческой атмосфере.
В доме их родителей на углу Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы частыми гостями бывали художники Левитан, Нестеров, Поленов, Иванов, Ге, композиторы Скрябин и Рахманинов, писатели Л. Н. Толстой, Чехов и многие другие виднейшие представители творческой интеллигенции начала 20 века.
Нет ничего удивительного что Борис, росший в такой атмосфере с детства стал проявлять творческие способности. Он всерьез занимался музыкой (сохранилось несколько написанных им фортепьянных произведений) и писал стихи.
В 1908 году он с золотой медалью окончил 5-ю московскую гимназию и поступил в Московский университет на философское отделение историко-филологического факультета.
Диплом с отличием об окончании университета получил в 1912 году.
В 1913 году его стихи впервые публикуются в сборнике молодых поэтов «Лирика», а затем выходит его первая книга стихов «Близнец в тучах».
В 1916 году уже будучи достаточно известным поэтом, выпустившим несколько книг, переезжает ненадолго в Пермь, где работает помощником управляющего одного из местных заводов.
Большинство литературных критиков сходятся во мнении, что именно Пермь стала прообразом города Юрятина, мастерски описанного им в романе «Доктор Живаго».
В 1921 году по официальному разрешению наркома просвещения Луначарского родители и младшие сестры Пастернака покидают советскую Россию и поселяются в Берлине, а после прихода к власти Гитлера переезжают в Лондон.
Сам Пастернак остается в России, но связи с семьей не теряет. Он ведет активную переписку не только с родными, но и с другими представителями русской творческой интеллигенции, эмигрировавшими на Запад. В частности, сохранились его многочисленные письма к Марине Цветаевой.
В советской России Пастернак ведет активную творческую и общественную жизнь. Он широко печатается. В 1922 году из печати выходит самый известный и главный сборник его стихов «Сестра моя жизнь».
Конец 20-х -30-е годы время официального признания Бориса Пастернака в СССР. Он вступает в союз советских писателей и выступает с большой речью на его первом съезде. На этом же съезде Н. И. Бухарин призывал официально признать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1935 году Борис Леонидович ходатайствует перед Сталиным об освобождении из тюрьмы сына Анны Ахматовой Льва Гумилева и её гражданского мужа Николая Пунина.
Просьба была удовлетворена и Пастернак отправляет в подарок вождю свою книгу переводов «Грузинская лирика» и пространное благодарственное письмо.
Советская власть с подачи Сталина благоволит к Пастернаку. В частности, в 1935 году он становится одним из первых обитателей загородного писательского поселка Переделкино
В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, прославляющие И. В. Сталина и… снова улучшает свои жилищные условия В 1937 году ему предоставляют квартиру в знаменитом писательском доме по адресу Лаврушинский переулок 17.
В конце 30-х годов очевидно не желая скатываться уже в полный официоз, но и стремясь сохранить свое положение успешного литератора Пастернак практически полностью переключается на переводы мировой классики. Первой такой большой работой стал «Гамлет» Шекспира, которого Пастернак перевел по заказу Мейерхольда.
Как известно великий театральный реформатор поставить свою историю принца Датского не успел, а вот Юрий Любимов в 1971 году осуществил постановку «Гамлета» именно в переводе Пастернака. Причем предварялся спектакль одноименным стихотворением самого Бориса Леонидовича в исполнении Владимира Высоцкого.
Затем были переводы «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера и ещё множество других произведений мировой классики.
Во время Великой отечественной войны, находясь в эвакуации, Пастернак выпустил несколько циклов военных стихов. Много помогал материально Марине Цветаевой и другим, нуждавшимся в помощи людям.
В течение 10 лет с 1945 по 1955 работал над главной книгой своей жизни романом «Доктор Живаго». После нескольких тщетных попыток напечатать книгу в СССР дал согласие на её выход за границей. Впервые книга увидела свет в Италии в 1957 году, затем была издана в Голландии, Великобритании, США и других странах. В октябре 1958 года Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Результатом этого решения стала оголтелая травля писателя и поэта в СССР.
Под давлением «возмущенной общественности» Борис Леонидович был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Однако это не спасло его от негативных последствий. Один из крупнейших поэтов 20 – го века был исключен из Союза писателей со всеми вытекающими последствиями. Возможно, все эти переживания спровоцировали тяжелое онкологическое заболевание, от которого писатель скончался 30 мая 1960 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.
Летом 1988 года Нобелевский комитет выписал диплом на имя Б.Л. Пастернака, который вместе с медалью был передан наследникам.
Блантер Матвей Исаакович (1903–1990)
Замечательный советский композитор, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Автор бессмертной «Катюши» и ещё нескольких десятков песен ставших подлинно народными.
Родился 121 год назад в селе под Брянском. В 1915—1917 годах учился в Курском музыкальном училище, а затем переехал в Москву.
Был одним из родоначальников легкой, танцевальной музыки в нашей стране. Его знаменитый фокстрот «Джон Грей», сочинённый в 1923 году, в 70-е годы с блеском исполнял Андрей Миронов.
В 30-е годы меняет направление своего творчества и сочиняет песни, соответствующие духу и требованиям времени. Блантер пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлепнули в Иркутске», суровую балладу «Партизан Железняк» и «Песню о Щорсе».
В 1938 году в соавторстве с Михаилом Исаковским Матвей Блантер написал песню «Катюша», которую и сегодня, знают и поют не только в нашей стране, но и по всему миру.
Творческий союз Блантера и Исаковского оказался на редкость плодотворным. Написанные ими песни «До свиданья, города и хаты», «Огонек», «В лесу прифронтовом» стали одними из самых ярких музыкальных символов Великой Отечественной войны. Написанная ими после войны щемящая, никого не оставляющая равнодушным песня «Враги сожгли родную хату» была запрещена в течение 15 лет, потому что впервые поведала не только о радости победы, но и о том сколько горя принесла война на нашу землю.
Так же после войны соавторы написали замечательные популярные до сих пор песни «Лучше нету того цвету», «Летят перелетные птицы» и многие другие.
Матвей Блантер активно сотрудничал и с другими поэтами-песенниками, писал музыку для театра, кино и даже спорта. Его знаменитый «Футбольный марш», написанный ещё в 30-е годы, и сегодня звучит на стадионах, перед началом матчей. Скончался Матвей Исаакович 27 сентября 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №10.
Келдыш Мстислав Всеволодович (1911–1978)
Знаменитый советский ученый-математик, академик, президент АН СССР, трижды Герой Социалистического труда.
Родился в Риге 10 февраля (28 января по старому стилю) 1911 года в семье адъюнкт-профессора Рижского политехнического института и крупного инженера-строителя Всеволода Михайловича Келдыша.
Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на фортепьяно.
В 1915 году семья Келдышей переехала в Москву.
В 1927 году шестнадцатилетний Мстислав поступил на физико-математический факультет МГУ.
В 1931 году получил распределение в Центральный аэродинамический институт имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) где проработал до 1946 года.
После завершения Великой Отечественно войны Мстислав Всеволодович Келдыш работал над созданием советских ракетных комплексов и атомного оружия и возглавлял Реактивный научно-исследовательский институт, ныне носящий его имя.
Работал в непосредственном контакте с Игорем Васильевичем Курчатовым и Сергеем Павловичем Королевым.
С 1961 по 1975 годы был Президентом Академии наук СССР. Оставил пост добровольно по состоянию здоровья. Последние годы тяжело болел в связи с чем был подвержен депрессиям и нервным срывам.
24 июня 1978 года тело М. В. Келдыша было обнаружено в автомобиле «Волга» в гараже на его даче, в посёлке академиков в Абрамцево.
Согласно официальному заключению, академик скончался от сердечного приступа. Неофициально, как это часто бывает поползли слухи, что имело место быть самоубийство. Дескать мучимый депрессией и угрызениями совести ученый заперся в гараже и включив двигатель устроил себе душегубку.
Ничего не поделаешь, любит у нас народ посудачить.
Спустя несколько дней урна с прахом великого ученого была замурована в Кремлевской стене, там, где уже покоились его коллеги Курчатов и Королев.
Зельдин Владимир Михайлович (1915–2016)
Незабываемый и легендарный артист театра и кино. Лауреат Сталинской премии (1951), Народный артист СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Продолжал выходить на сцену, даже перешагнув СТОЛЕТНИЙ рубеж. Внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший действующий актер в мире.
Родился 28 января (10 февраля) 1915 года в городе Козлове Тамбовской губернии. Его отец был профессиональным музыкантом, а мама учительницей. Кроме него в семье было ещё четверо детей – старший брат Юрий и три сестры Елена, Нина и Ирина. Все дети обладали хорошими музыкальными способностями и под руководством отца освоили различные музыкальные инструменты. Владимир практически профессионально играл на трубе, скрипке и пианино, что в дальнейшем весьма пригодилось ему в жизни и творчестве.
В 1930 году он поступил в творческую мастерскую при театре МОСПС (ныне театр имени Моссовета), по окончании которой, играл в этом же театре. Затем перешёл в Театр транспорта (ныне театр имени Гоголя). Во время Великой Отечественной войны был актером Алма-Атинского русского драматического театра. С 1945 года и до конца жизни служил в Центральном театре Советской армии.
В кино дебютировал в 1941, году сыграв главную роль пастуха Мусаиба Гатуева в знаменитом фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух».
Другие заметные фильмы и роли: "Учитель танцев" (1952) – Альдемаро, "Карнавальная ночь"(1956) – белый клоун, "Укрощение строптивой" (1961) – Люченцио, "31 июня" (1978) - Мелиот - король Перадора / Диммок, "Дуэнья" (1978) - Дон Джеромо, "Десять негритят" (1987) - судья Уоргрейв, сериал «Сваты»(2010-2011) - Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны.
10 февраля 2015 года на сцене Центрального Академического театра Российской армии, которому Владимир Михайлович отдал 70 лет своей жизни, прошёл грандиозный спектакль – бенефис «100 или танцы со временем» поставленный Юлием Гусманом.
Последний раз вышел на сцену 10 сентября 2016 года в праздничном концерте на Красной площади посвященному Дню города.
Народный артист СССР В.М. Зельдин скончался 31 октября 2016 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №5.
В 2017 году рядом с ним упокоилась супруга Капралова Иветта Евгеньевна (1933-2017)вместе с которой он прожил более 50 лет.
Буквально в нескольких шагах от могилы супругов Зельдиных похоронена незабываемая Марина Ладынина, его партнерша по самому первому фильму принесшему Владимиру Михайловичу всесоюзную славу.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Однако прежде чем пожелать вам всего доброго, хочу напомнить, что сегодняшняя дата – 10 февраля это день памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Возможно, кому-то из вас будет интересна статья, которую я размещал на своем канале ещё два года назад посвященная памяти «нашего всего».