Найти тему
Русичи

Дикая дева славянских лесов

Польский хронист Ян Длугош в XV веке в своих «Анналах и хрониках Знаменитого Королевства Польского» открыл миру славянскую богиню Дзевану – покровительницу лесов и охоты. По сей день фольклористы, лингвисты и историки не могут сойтись во мнении – а была ли девочка?

Существует и более древняя запись, сделанная еще до Длугоша – комментарий на чешском к латинскому словарю XIII века Mater Verborum. Там Дзевану называют «Летуновой и Перуновой дочерью», и утверждают, что она – то же, что и римская Диана. Возникает первый вопрос – а подлинный ли комментарий? Учитывая, что версия словаря с пометками пришла из рук Вацлава Ханки (XVIII век), который уже подделывал славянские древности, источник это ненадежный. И если даже «написанному верить» – не хотел ли хронист доказать, насколько древние славяне близки к идеалам античности? (Вопрос о том, кто такая Летуна и чем отличается от Латоны присовокупим ко второму и оставим за скобками).

Имя Дзеваны может восходить как к слову «дева», так и «дикая». Встречаются и другие варианты ее имени – Девана, Зевана, Зевоня.

В польском фольклоре упоминаются dziewonie – девы, духи, оберегающие лес и растения, собственно, лесной покров. И было бы логично: как в ситуации с русскими кикиморами-мокошами, с литовскими чертями-велнясами – цельное божество после христианизации «распалось» на целое племя из низшей демонологии. Однако современный польский фольклорист Леонард Пелка с сомнением говорит о них, склоняясь к мысли, что они скорее порождение «кабинетной мифологии» рубежа XIX-XX веков.

Советские исследователи В.В. Иванов и В.Н. Топоров, создатели теории основного мифа о противостоянии Перуна и Велеса, впрочем, допускали, что Дзевана имела место быть. Как минимум – в качестве центрального персонажа в сезонном обряде.

Об этом же пишет и Мацей Стрыйковский в «Хронике польской, литовской и всея Руси» (XVI век): в один из праздников, приуроченных к Великому посту, жители Великопольши и Силезии носят чучело «наподобие Дзеваны или Маржаны», которое после, как и положено, топят.

Совместное упоминание Дзеваны и Маржаны заставляет задуматься о связи этих персонажей – вероятных богинь.

-2

Маржана-Мара-Морена считается олицетворением зимы, мрака, смерти… По крайней мере, в мрачной своей ипостаси. Хорватский исследователь Радослав Катичич считал ее дочерью громовержца Перуна и сестрой (и одновременно женой) бога Ярилы.

А Дзевана? Тоже сестра, только незамужняя, дикая, своенравная, какой ее зачастую представляют любители популярной мифологии «для чайников» в западном сегменте YouTube?

Или ипостась? Живая, девственная, покровительница жизни – в противоположность озлобленной, одинокой, губящей Маржане. Может, это слишком смело, но все же приведем слово из санскрита (древнейшего из индоевропейских языков) – там слово jivana означает «жизнь, существование» (учебный санскритско-русский словарь Кочергиной).

Интересно, что по-польски dzewanna это просто «коровяк» – цветок с красивым высоким соцветием. Сравнение с цветами вновь приводит нас к теории Катичича, где цветок Иван-да-Марья олицетворяет запретную любовь Ярилы и Мораны.

В польском фольклоре есть еще одно упоминание о красавице, похожей на богиню Диану… и о ее гибели. Так, по крайней мере, считают польские исследователи Марек Дервич и Марек Цетвински.

На Лысой горе (реальное место в Польше, откуда даже видна столица) сейчас стоит монастырь, а прежде был замок, построенный не то великанами, не то некоей «Гордой Дамой», которая назвалась Дианой. Она желала победить Александра Македонского, но Бог разгневался на нее и молнией (польск. piorun) разрушил замок, погубив и саму Гордую Даму…

-3

Понятно, что все это – разрозненные косвенные улики, лишь крохотные кусочки мозаики, о реальном виде которой мы имеем крайне смутное представление. Определенность могли бы внести новые открытие – затерянные в архивах летописи или ждущие своего часа в земле берестяные грамоты. Тогда мозаика может сложиться. В противном случае, славянская Диана останется пусть и красивым, но все же скорее художественным образом.

Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)