11 февраля 1929 года подписан Латеранский договор, результатом которого стало появление суверенного государства Ватикан, самого маленького государства на Земле.
Латеранский дворец берёт своё начало от так называемого Латеранского дома – здания, подаренного римским императором Константином Великим (Константин I). Первый римский император-христианин правил империей с 306-го по 337 год. Для проведения синода епископов в 313 году требовалось помещение, которое любезно предоставил бывший военачальник, рождённый в нынешней Сербии, и провозглашённый императором (августом) аж в Британии. Не без помощи христиан Константин сумел-таки одержать победу в гражданской войне против императоров Максенция и Лициния и даже стать единоличным правителем в сентябре 324 года. После окончательного прихода к единоличной власти Константин основывает резиденцию Новый Рим, позже переименованную в Константинополь и всеми доступными способами насаждает христианство на территории империи. Ещё в том же 313 году он издаёт Миланский эдикт, в котором разрешает свободу христианского вероисповедания а позже освобождает христиан от определённых налогов, строит храмы и базилики, продвигает христиан на высшие государственные должности и раздаёт им весьма изрядное количество имущества. Христиане в долгу не остаются настолько, что объявляют святым не только самого Константина, но даже его маму – Елену, и дочь – Констанцию, несмотря на то что Константин убил своего брата и старшего сына.
Пример сотрудничества первого императора-христианина с церковными иерархами крайне показателен и весьма важен для понимания причин и механизмов становления исторического предшественника государства Ватикан – Папской области.
Начиная со времён императора Константина, церковь продолжала шаг за шагом укреплять свое положение. Не прекратил этого поступательного движения даже развал Западной Римской империи (476г.) а нашествие лангобардов, оккупировавших большую часть Апеннинского полуострова (568г.), позволило Папе Римскому выступить в качестве организатора народного сопротивления завоевателям (Папа Григорий I фактически возглавил оборону Рима).
Установившееся весьма хрупкое равновесие между лангобардами и папством окончательно превращает власть Папы в светскую и делает его фактическим сувереном незахваченных территорий. Для борьбы с лангобардами папскому престолу требовались союзники и церковь замечательно проявила себя в качестве дипломата. Папа Захария (741-752г.) активно ищет поддержки у франков, несмотря на их добрососедские отношения с лангобардами и, как только Пипин Короткий свергает династию Меровингов, папский престол активно помогает ему в легитимации. Для этой цели Папа Стефан даже сам отправляется к Пипину, где освящает и признаёт наследственной его власть, тем самым делая её сакральной в 754 году.
Уже на следующий (755) год, Пипин выдвигает ультиматум правителю лангобардов Айстульфу, требуя от него вернуть Папе все церковные владения. Лангобарды требованию не подчиняются, и Пипин производит карательную экспедицию на лангобардов. Вынужденные просить мира, лангобарды принимают- таки требования Пипина, но как только он уходит из Италии, они снова берут Рим в осаду. Пипин проводит вторую экспедицию на лангобардов и устанавливает папскую власть окончательно, попутно прирезав к его владениям дополнительные земли в 756 году.
К 773 году никого из вышеназванных персонажей уже не было в живых, но тем не менее, тенденция на сближение франкского королевства с папским престолом продолжилась, к взаимному удовольствию обеих сторон. Король Карл Великий (сын Пипина), по просьбе папы Адриана I, выдвигает новый ультиматум королю лангобардов относительно папских земель, и ситуация снова повторяется. В этот раз Карл, захватив столицу лангобардов и заточив их правителя Дизедрия в монастырь, был коронован Папой титулом “Rex Francorum et Langobardorum” (Король Франкии и Лангобардии), В результате аннексии Лангобардии Карл получил обширные владения и лангобардскую казну а придачу, а папский престол тоже попутно обогатился финансами (хотя и в значительно меньшей степени) и прирос новой землицей.
Высшей точкой сотрудничества между Франкским королевством и Папскими владениями был 800 год, когда Папа Лев III короновал Карла великого титулом “Императора римлян”. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, следует ли считать Папу суверенным правителем или частью Франкской Империи, над которой Папа имел всего лишь административную власть, ведь даже официально императоры Священной Римской империи считались наместниками Папы, правящими христианским миром.
По существу, это были две разные ветви единой власти, где светская и духовная власть срасталась настолько что не подлежала даже формальному делению, как обе руки единого организма. “Рука руку моет”- пожалуй, наиболее подходящее выражение для образной характеристики этого срастания, царившего с IX по XII век.
Любому организму свойственно стареть, разрушаться и умирать, с той лишь только разницей, что государство не исчезает с лица земли, а трансформируется в другое, которое тоже неизбежно будет разрушенным впоследствии. Таков удел всех государств. Не избежала этой участи и Франкская империя, и Папские области.
В 1527 году войска императора Карла V Габсбурга (Император Священной Римской Империи, эрцгерцог Австрии, Король Испании, Лорд Нидерландов, герцог Бургундии правитель Неаполя, Сицилии, Сардинии и властелин колоний Северной и Южной Америки), несмотря на единую веру Христову, захватили и разграбили Рим и посадили в тюрьму папу Климента VII, отторгнув часть территорий. В Итальянской войне 1551-1559г. испанская армия Филиппа II опять разбила армию Папы, снова аннексировав часть папского государства, но постепенно Папский престол возвращал те или иные княжества и герцогства. Такая ситуация продолжалась вплоть до эпохи Великой Французской Революции (1789 г.).
Французские власти аннексировали папские владения на территории современной Франции (графства Венайссен и Авиньон), и несколько раз вторгались на итальянскую территорию Папской области, аннексируя её часть. С 1791 по 1809 г. таких вторжений было пять, одно из которых (1798г.) даже провозгласило Римскую республику.
Ситуация вроде бы вернулась “на круги своя” после первой победы над Наполеоном, на Венском конгрессе 1814 года (статья о нём здесь - https://dzen.ru/a/ZRAoXMQZ6GkuutHT), который официально вернул почти все территории Папе, но вскоре началась очередная эра революций (1830г., 1848г.).
Революция 1849 года в Италии, провозгласившая Римскую Республику, была пусть недолговечной, но весьма яркой предтечей будущего единого Итальянского государства, в котором религиозная власть не сможет играть государствообразующей роли. Вторая итальянская война за независимость (1859г.), всеобщее восстание против Папской власти (1860г.) и провозглашение Королевства Италии в марте 1861 года медленно, но верно подводили папскую светскую власть к окончательной ликвидации. Король Виктор Эммануил II стремился к бескровному решению данного вопроса, но Папа Пий IX, боролся за светскую власть до конца.
11 сентября 1870 года итальянская армия перешла границу папских владений и 19 сентября подошла к Риму. 20 сентября город пал, практически без боя. Со стороны итальянской армии потери составляли 32 погибших и 145 раненых, папские войска потеряли 12 погибших и 47 раненых. В октябре следующего (1871) года плебисцитом на бывших папских территориях было окончательно подтверждено их присоединение к Королевству Италия.
Папа Римский отверг любые гарантии итальянского правительства и категорически отказывался переходить в итальянское подданство. На протяжении пятидесяти девяти лет Папы не покидали своего дворца в Ватикане, который, впрочем, брать штурмом никто и не собирался и продолжали оставаться частью международной политики, ведь большинство стран продолжили аккредитовать своих представителей при папском дворе. За это время сменилось пять Пап и каждый из них настаивал на необходимости полного суверенитета, что гарантировало невозможность вмешательства итальянского государства в дела вселенской Римской церкви.
Путём долгих переговоров (с 1926 по 1929 год) между папским престолом и итальянским правительством Бенито Муссолини был заключен Латеранский договор, ознаменовавший предоставление Ватикану суверенитета на площади в 49 гектаров. Договор гарантировал Святому Престолу независимость, а Папа, в свою очередь – постоянный нейтралитет в международных отношениях.
Государство Ватикан на 2023 год является самым маленьким по размеру государством мира, как по площади, так и по количеству населения. В нём проживает 764 человека.