Николас Мадуро снова генерирует инфоповоды. Речь идёт о тлеющем территориальном конфликте Венесуэлы с её соседкой Гайаной за пограничный регион Гайана-Эссекибо. Стоит понимать, что данный спор возник не вчера и насчитывает почти две сотни лет. Его корни (как и во многих остальных случаях) лежат в колониальной политике англосаксов.
Так, в 1899 году вся земля к западу от реки Эссекибо была определена как часть британской колонии. Каракас с подобным раскладом был не согласен изначально, однако сил пойти на обострение с Лондоном не имел. Повторно вопрос актуализировался в 1960-е годы после получения Гайаной независимости. Наподписывали кучу соглашений о том, что дело будет рассматриваться на уровне ООН. Однако воз и ныне там.
И вот мы подошли к современности. Запад в принципе сферами влияния делиться не любит, а тут ещё и нефть в Гайане обнаружилась. Да не просто нефть, а много нефти. Речь идёт о запасах как минимум 11 млрд баррелей (при том, что эта информация более чем годичной давности, а разведка всё ещё продолжается). Для понимания, на душу населения (подчеркиваю) крошечная Гайана имеет больше, чем Бруней, Кувейт или же ОАЭ.
Вы можете спросить - Венесуэла и так обладает самыми большими в мире доказанными запасами "черного золота", куда ей ещё? Это всё так, да только венесуэльские месторождения преимущественно относятся к ТРИЗ, т.е. трудноизвлекаемым. Это тяжелая нефть, под которую ещё не каждый НПЗ "заточен" (США, например, напротив, нуждаются именно в такой). Тогда как шельф Гайаны богат на сорта лёгкие малосернистые, т.е. более востребованные и дорогие.
Давайте посмотрим на ситуацию со стороны Мадуро. Его страна много лет находится под жесточайшими санкциями. И такой прочностью как Россия она не обладает уж точно. ВВП Венесуэлы после удавки на нефтяной сектор падал на более чем (!) 30%. Инфляция была сравнима разве что с нынешними аргентинскими экспериментами господина Милейя. В общем, в отличие от России больно им сделали по-настоящему. Кстати, полагаю, что именно на такой эффект для нашей страны и рассчитывали авторы "пакетов с пакетами". Но что-то пошло не так.
И тут вдруг на территории, которую Венесуэла пыталась оспорить с XIX века и на которой было найдено колоссальное количество нефти "нарисовались" те самые люди, которые старательно душили вашу собственную добычу. Посмотрите какой эффект имели санкции США. Добыча "черного золота", основного экспортного товара, обвалилась с 2,5 млн б/с до 0,36 млн б/с. Затем немного восстановилась и по последним данным сейчас составляет около 0,9 млн б/с.
При этом ExxonMobil имеет буквально какие-то наполеоновские планы. В ноябре 2023-го компания начала разработку участка морского шельфа между спорными границами Венесуэлы и Гайаны. По планам в 2024 году выйти на 0,620 млн б/с, а в 2027 - до 1,2 млн б/с. И это только начало. Как мы уже написали, разведка находится в самой активной фазе, и её перспективы открываются более чем отличные.
Что в этой ситуации мог противопоставить США Мадуро? Пытаться всячески мешать, обостряя территориальный спор. Сначала он делал заявления на уровне риторики, затем пошел на целый референдум, по итогам которого Гайана-Эссекибо де-юре "присоединилась" к Венесуэле. Стягивал войска на границу с Гайаной. Объявил ExxonMobil ультиматум выметаться до весны. В общем, разгонял шумиху. Его ключевой задачей было не дать западной нефтянке жить спокойно, постоянно держа их в тонусе потенциальной угрозы.
При этом совершенно очевидно, что военный конфликт там если не полностью невозможен, то крайне затруднен. Данный регион представляет из себя смесь труднопроходимых джунглей, болот и гор. Транспортное сообщение идет либо с помощью авиатранспорта, либо посредством речной сети, замыкающейся на пресловутую реку Эссекибо, остающуюся в любом случае под контролем Гайаны. Единственная серьезная автомагистраль, соединяющая Венесуэлу и Гайану, проходит через территорию Бразилии (которая в данном споре не на стороне Каракаса).
Мадуро вероятно рассчитывал выторговать снятие санкций в обмен на нейтралитет по Гайане. И США вначале вроде на это даже пошли и вожжи чуть-чуть ослабили. Однако буквально на днях снова пришла новость, что "демократия в опасности" и ограничительные меры вернутся в полном объеме. И это несмотря на то, что Мадуро в декабре жал руку президенту Гайаны и пошёл на соглашение с местными "дьяволами" (с), т.е. оппозицией.
В итоге ничего не вышло. Уважаемые "партнеры" опять ки-ну-ли. Теперь в западной прессе снова выходят тревожные публикации, мол, Венесуэла разместила новые войска и строит целую военную базу возле границы с Гайаной. А что ещё ей остаётся делать, имея таких неадекватных переговорщиков? Готовиться к тому, что Азия рано или поздно бабахнет, и "гегемону" будет не до защиты инвестиций ExxonMobil.