Что это?
Если говорить научным языком, то этот термин используется в исследованиях научения и характеризует ситуацию, в которой поведение человека было поставлено под контроль неприятных или вредных воздействий. Изучал Скиннер и писал о том, что аверсивный контроль появляется вследствие наказания. Целью же наказания является побудить или заставить людей вести себя по-другому.
А наказание может быть двух видов:
1) Позитивное наказание - штраф, физические наказания и ограничения. Примеры:
- Дети плохо себя ведут и их шлепают или ругают
- Школьники списывают на экзамене и им ставят двойки
- Взрослого ловят на краже, его штрафуют или сажают в тюрьму.
2) Негативное наказание - устранение позитивного стимула, после поведения, которое требуется изменить. Примеры:
- Школьник получил плохие оценки и лишается просмотра мультиков
- Студент громко себя вел на занятии и его выгоняют из кабинета.
В кратковременной перспективе наказание может быть эффективно. Но в долгосрочной часто приводит к противоположным результатам. Во-первых, эти методы несут в себе угрозу, а значит вызывают различные негативные эмоции (страх, тревога, злость). И под воздействием этих эмоций люди могут совершать асоциальные поступки, или поступки приносящие вред себе или другим людям.
Во-вторых зачастую эти реакции не вызывают изменения поведения (то ради чего по идее это затевалось). Человек может выбрать более изощренные стратегии: красть так чтобы не попадаться, лучше прятать шпаргалки и т.д. То есть мы хотим, чтобы человек перестал это делать, но по факту он начинает больше практиковаться в этом поведении. А иногда, человек может выбирать еще более негативные стратегии поведения.
При этом нельзя сказать, что следует полностью отказаться от наказаний. Действительно иногда страх получения штрафа или физического ограничения мотивирует чего-то не делать. Хорошим примером являются штрафы за нарушение правил дорожного движения - с их введением и увеличением суммы штрафов нарушений действительно стало меньше.
Но если говорить о семейной системе - то конечно позитивное наказание гораздо чаще приводит совсем не к тем результатам, которых родители хотят добиться. При этом негативное наказание является более мягким и чаще может мотивировать на изменение поведения.
Что еще важно, что ребенок вырастает и взрослым сам в своей голове организовывает аверсивный контроль. Обычно он звучит как "Если я... то ...."
- Если я не буду готовить ужин - то муж меня разлюбит
- Если я не буду делать с ребенком домашние задания - то он вырастет двоечником
- Если я не закончу ВУЗ - то не смогу сделать карьеру.
О позитивном подкреплении и что делать с аверсивным контролем расскажу в следующей статье.
Больше информации в моем телеграм-канале https://t.me/MargaritaPsycholog
Приглашаю на консультации очно в Петербурге и онлайн
Автор: Маргарита Филиппова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru