Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Бесцветный, жалкий Паратов и харизматичный Карандышев… «Бесприданница» 1974 года

Так случилось, что я не смотрела раньше этот фильм. И, наверное, много потеряла. Это же пародия на пьесу Островского! Не драма, а комедия. Возможно, до появления фильма Рязанова этот фильм не воспринимался так. Но теперь его невозможно смотреть без смеха. Как можно было дать роль Паратова Гафту, а роль Карандышева – Джигарханяну? Паратов просто поблёк на фоне Карандышева. Ведь Карандышев – мужественный и сильный. И при этом умный и чуткий. В общем, то что надо для хрупкой, утонченной красавицы. А Паратов? Жалкий обнищавший дворянчик с остатками былого лоска. Пыжится, что-то из себя строит, но выходит плохо. Когда, в разговоре с Огудаловой, он говорит: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить», так и тянет воскликнуть: «Да уж точно! Ты к серьезному делу непригоден». С каким мерзким лицом он сообщает: «Я хочу продать свою волюшку». После этого становится предельно понятно, что Паратов – ничтожество. Надо гнать из дома. Но Харита Игнатьевна разрешает Паратову увидеться

Так случилось, что я не смотрела раньше этот фильм. И, наверное, много потеряла. Это же пародия на пьесу Островского! Не драма, а комедия.

Возможно, до появления фильма Рязанова этот фильм не воспринимался так. Но теперь его невозможно смотреть без смеха.

Как можно было дать роль Паратова Гафту, а роль Карандышева – Джигарханяну?

Паратов просто поблёк на фоне Карандышева. Ведь Карандышев – мужественный и сильный. И при этом умный и чуткий.

В общем, то что надо для хрупкой, утонченной красавицы.

Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса и Карандышев.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса и Карандышев.

А Паратов?

Жалкий обнищавший дворянчик с остатками былого лоска. Пыжится, что-то из себя строит, но выходит плохо.

Когда, в разговоре с Огудаловой, он говорит: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить», так и тянет воскликнуть: «Да уж точно! Ты к серьезному делу непригоден».

Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Гафт - Паратов.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Гафт - Паратов.

С каким мерзким лицом он сообщает: «Я хочу продать свою волюшку».

После этого становится предельно понятно, что Паратов – ничтожество. Надо гнать из дома. Но Харита Игнатьевна разрешает Паратову увидеться с Ларисой да ещё и оставляет обедать.

И тут снова происходит сцена, которая вызывает когнитивный диссонанс.

Все, наверное, помнят эту сцену в фильме Рязанова. Паратов требует от Карандышева извинений за оскорбление бурлаков и грозится его поучить.

Кадр из фильма «Жестокий романс». Михалков - Паратов.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Михалков - Паратов.

В фильме 1974 года Паратов ведёт себя так же. Но здесь это выглядит наглостью человека, который забылся и изрядно попутал берега.

После фразы Карандышева «Мне просить прощения?», сказанной спокойно, с достоинством и тоном тихой угрозы, так и ждёшь расправы над Паратовым. Того, что Карандышев сейчас схватит наглеца за шкирку и выкинет вон.

Но Карандышев этого не делает. Ты недоумеваешь. Потом вспоминаешь причину: «Ах да, по сюжету пьесы он должен пригласить Паратова на обед».

Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Паратов и Харита Игнатьевна.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Паратов и Харита Игнатьевна.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Карандышев.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Карандышев.

Далее зарвавшийся наглец (Паратов) расходится всё сильней. И ты снова удивляешься, что Карандышев не ставит его на место.

А затем Паратов зовет Ларису кататься по Волге на катерах. Ведёт себя, как пошляк, как потасканный ловелас…

И теперь уже вызывает недоумение слепота Ларисы.

Лариса в исполнении Дорониной не выглядит глупой и наивной. Но ведет себя именно так. Снова диссонанс!

Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса.

Сцена на теплоходе.

Тут Паратов похож на рефлексирующего интеллигента. Он уже не ведёт себя пошло и нахально, но он жалок. Не злодей, а испуганный, слабый человек.

А потом он психует. Когда говорит с Робинзоном. И попутно что-то из себя строит, кидает пустые угрозы. Это тоже выглядит жалко…

Он жалок. У него совсем нет обаяния. Нет внутренней силы, нет денег… Ничего нет! Он по всем статьям проигрывает Карандышеву.

Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса взирает на Паратова с ужасом.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса взирает на Паратова с ужасом.

Вообще-то, Валентин Гафт – мужчина интересный и обаятельный. Но здесь он какой-то… Карандышев:)

Что хотел сказать нам режиссёр. Что женщины часто влюбляются не в тех?

Но мы не влюбляемся вот в таких Паратовых. Не бросаем ради них таких мужчин, как Карандышев из этого фильма...

Вот и возникает ощущение пародии, а не серьёзного фильма. Дивные дела при таком актёрском составе!

Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса и Карандашев словно два голубка.
Кадр из фильма-спектакля «Бесприданница», 1974 год. Лариса и Карандашев словно два голубка.

Как должны застёгиваться платья Ларисы Огудаловой?

«Цветок был сделан из шелка, но смотрелся, словно настоящий»… Гардероб модной дамы в 1832 году.

В чём секрет «страшной силы» Паратова? Об этом и мужских костюмах в фильме «Жестокий романс».

«Мистер Рочестер без обаяния»… Почему почти все экранизации романа «Джейн Эйр» неудачные.