Фильмы 90-х лично для меня - это самая настоящая персональная машина времени. Включил и «вжух» - попадаешь в совершенно другое измерение. Причем, это касается не только устаревших технологий и гаджетов или иного качества экранной картинки, прежде всего, ты ощущаешь совершенно иной дух, окутывающий произведение. Что-то эдакое лихое, бесшабашное, немного наивное. Никакой такой химии с картинами 2000-2010 или с золотой классикой кинематографа у меня не происходит.
Волею одного театрального случая я только в 2024 году впервые посмотрела совершенно безумную нетленочку Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот» (1998).
Каким-то своим общим тоном и настроением мне все это чем-то очень напомнило старые фильмы с Охлобыстиным а-ля «8 ½ $», «Мама, не горюй» или «Даун-хаус». Та же безуминка в хорошем смысле этого слова, сумбурный хаос, где правит бал полная свобода от всяческих киноштампов, разве что фразочек, которые можно разобрать на мемы, тут нет. Зато у Кустурицы вся эта безудержная буффонада украшена колоритной и зажигательной балканской музыкой.
Первые полчаса я сидела у экрана как кролик, приготовленный на заклание удаву, разинув рот и широко открыв глаза, не в силах отвернуться от этого «чего-то-нечто».
2 часа на экране происходит сюр, возведенный в квадрат, на первый взгляд, лишенный всякой логики. Но постепенно ты, на удивление, втягиваешься во всю эту мешанину и какофонию, и тебе становится прямо от души весело.
Конечно, главное украшение фильма — это его герои - с их странными, особенно для современного зрителя, одеждами и нарочитыми, а зачастую прямо-таки вульгарными повадками. А эти зубы — ох — это прямо точно не для слабонервных. Сто лет уже не видела таких «пресловутых» цыганских золотых коронок и ни разу не видавших стоматолога ртов.
Изюминка, которая объясняет такое обилие персонажей, непохожих на типичных героев из кадра, - профессиональных актеров тут кот наплакал, большинство занятых в комедии - самые взаправдашние цыгане. Причем, многие из них даже не умели читать и заучивали свои роли по магнитофонным записям.
Главный, но не осуждаемый (здесь в-общем-то никто никого ни за что не осуждает) злодей фильма - Дадан Карамболо - совершенно гротескный бандит-метросексуал с бигудями, задорно жонглирующий гранатами, постоянно приплясывающий под заводные хиты и нещадно нюхающий кокаин в каждую свободную минутку.
Вот он, несмотря на свою явную придурь, персонаж профессиональный, ну в принципе, это сразу и видно. Его сыграл Срджан Тодорович, который до этого уже снимался у Кустурицы в неоднозначно-скандальном «Андеграунде». Он еще в «Балканском рубеже» (2019) потом поучаствовал из относительно известного.
Из любопытного: в сцене, где киношный Дадан в раздражении восклицает об отце, переворачивающемся в гробу, нам на заднем плане показывают портрет, на котором изображен настоящий отец актера - Бора Тодорович, который тоже играл у Кустурицы - во «Времени цыгана».
Помимо преступного бизнеса Дадан отягчен тремя сестрицами, одна краше другой. Двух старшеньких он как-то умудрился сбагрить замуж, а вот младшенькая - прямо-таки зияющая рана на его представлениях о заботе порядочного брата о сестре — ей уже 25, а она все ждет большой и чистой Любви. В добавок еще и мала ростом. В кино все ее дружно называют карлицей, но это такое явное художественное преуменьшение. Просто мелкая. Да еще и со строптивым характером.
Еще один авторитет картины — цыганский барон Грга Питич. Эдакий крестный отец балканского разлива.
Он довольно эксцентричен, по-своему справедлив и не лишен любви к прекрасному. Раз за разом он пересматривает свой любимый фильм — не абы что — а оскароносную ретро-драму «Касабланка» (1942) - и не устает восхищаться сентиментальной фразочкой героя Хамфри Богарта: «Думаю, это начало прекрасной дружбы». Кстати, в фильме для нее найдется весьма удачная закольцовочка.
А чего стоят его удивительные устройства и гаджеты! Золотой ганста-пистолет, навороченное хэнд-мейд кресло-каталка, которую при транспортировке можно хитро приковать к внутренностям весьма элегантно переделанного в дом на колесах грузовчика.
Душа господина Грги болит за старшего внука, который вымахал под 2 метра, отрастил роскошные усы, но до сих пор не женился.
Есть в фильме и свой простофиля - Матко Дестанов, патологический неудачник и врун, аферист и мелкий контрабандист.
Его отец Зарие — старинный друг Грги, весьма веселый и душевный дедушка.
Младшенький Дестанов — 17-летний Заре — эдакий лучик надежды семейства — он честен, романтичен, почти похож на адекватного персонажа, ну может, с совсем крохотными оговорочками. Юноша влюблен в Иду — внучку владелицы местного кафе, максимально шебутную, слегка капризную и миловидную.
В основе сюжета довольно дурацкая, состряпанная на коленке бизнес-афера с неким поездом, 2 истории любви и целая вереница перетекающих друг в друга фееричных свадеб с плясками и стрельбой.
Истории любви вышли вообще не каноничными и на разные вкусы. Хочешь милую и трогательную с уходящим в закат белым пароходом — тогда смотри на угловатые романтические ухаживания Заре и вечно подкалывающую его Иду. Веришь в Судьбу и ценишь экстравагантные повороты — тебе точно понравится лав-стори Грги-внука и Афродиты. Тут тебе и туфелька Золушки, и задорно семенящий ножками психоделический невеста-пенек, улепетывающий с собственной свадьбы.
На каждом повороте ты можешь наткнуться на нечто невообразимое. Вот Матко азартно режется в покер сам с собой, а уже через минуту сломя голову несется к причалившему русскому теплоходу, где с равным энтузиазмом торгуется за рога, компьютер и контрафактную горючку. А вот Ида поливает водой телефонный столб для улучшения качества связи. Пришепетывая какие-то странные цыганские заклинания, по заказу и собственному замыслу «умирает» Зарие-старший, и начинается совершенно водевильная возня со льдом и припрятыванием тела. А во главе свадебного стола бабушка Суйка на манер опытного аукциониста объявляет лоты-подарки молодым.
Но не весь сюр тут придуман лично Кустурицей. Вот, например, певица Црни обелиск со своим довольно провокативным номером с гвоздем - это ничто иное как отсылочка к классике, да-да, к тому самому роману Ремарка «Чёрный обелиск»: подруга сапожника Карла Бриля - фрау Бекман - в одном из эпизодов делает примерно то же самое.
Отдельное почетное место в фильме занимают животные, и не только те самые ч\б кисы, которые подарили комедии название. Котаны, конечно же, появляются на протяжении всего фильма и очень даже симпотные. Особенно тот, что жадно ест со свадебного стола.
Гуси проносятся по экрану при каждой возможности, гогочут, путаются в ногах у персонажей, а кое-кто из героев даже использует одну из птичек для совершенно неожиданных целей.
А лично моя любимица тут — целеустремленная свинья, жадно и методично поедающая классическую ГДР-овскую букашечку Trabant, над качеством которой насмехались в то время как-только могли.
Комедия насквозь пропитана музыкой, недаром она выросла у уже решившегося было отказаться от кино Кустурицы из документальной передачи о цыганской музыке, которую он делал для немецкого телевидения. Она так и называлась в рабочей версии «Акробатическая музыка». Кстати говоря, именно в этой картине режиссер впервые обратился к музыкальной помощи группы, которая затем на долгие годы станет его родным проектом - The No Smoking Orchestra.
Картина Кустурицы полна не только музыки, но и солнца. И это не случайная дань балканскому климату, а специально продуманный режиссерский замысел. Для того чтобы в кадре было только «нужное» солнце, команда работала строго с 11.00 до 15.00. Скорей всего, ленивые средиземноморские души, такой распорядок только радовал.
Комедия произвела и на первых зрителей и на критиков довольно сильное впечатление. На Венецианском фестивале, например, Кустурицу чуть ли не носили на руках и называли «цыганским Феллини», а фильм получил «Серебряного» и «Малого Золотого льва». А один из американских кинокритиков сформулировал свои впечатления от ЧКБК в поистине голливудском ключе: «дайте этому человеку Дунай, цыганских музыкантов и камеру, и вы получите отличную вечеринку».
Я не зря говорила в самом начале про один театральный случай. С чем-то же мне надо было все это сравнить) В Театре на Таганке есть одноименный спектакль. Премьера состоялась в январе прошлого года.
Сделана постановка с вполне трепетным отношением к первоисточнику, я бы даже сказала близко к тексту, и идет даже чуточку дольше оригинала. Судя по реакции зала, не все были знакомы с ЧКБК, хотя без просмотра кино постановка многое теряет, на мой взгляд.
Весь микрокосм Кустурицы переместили на цирковую орбиту. Прям с клоунскими носиками, классическим гримом и парадом-алле. Не сказала бы, что это плохо, но в некоторых ситуациях мне казалось, что стоило сделать все чуточку тоньше.
Действо сопровождают очень даже душевные музыканты в кичевых костюмах-дутышах. Лично мне очень понравился старший внук Грги с его низким водевильно-замогильным голосом и примерно таким же луком. Дадан у них тоже вышел колоритным - в рэперской леопардовой шубейке, с золоченой тачкой и импозантной свитой. Помимо взаимодействия персонажей между собой периодически случаются «заходы» актеров в зал — это выходит прямо здорово, но мало. А еще создатели спектакля вытащили на свет мною почти забытую, но клевую песню Братьев Гримм про Кустурицу и тоже сделали в конце эдакий лучистый Хэппи-энд с буквами.
Подытожить все это можно примерно так: если вдруг вам захочется отвязного ретро, «Черная кошка, белый кот» - очень даже подходящий позитивный вариант для просмотра. Эдакий хороший глоток «комедии для согрева людей», как называл ее сам Кустурица. А если вы уже посмотрели, и вас эта история очаровала, вполне можно дополнить впечатления спектаклем - он легенький, оптимистичный и отлично смотрится.