Найти в Дзене
Андрей Ортега

Как оправдывающие себя законом остаются без Христа?

Оглавление

Ранее я уже затрагивал вопрос о роли закона Моисея в христианстве. Но это тема обширная, всего за один раз не покроешь. Поэтому сегодня я рассмотрю еще один важный момент — письмо апостола Павла к галатам, в котором он отговаривал братьев от обрезания по иудейскому обычаю.

Вот как рассуждал Павел:

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Послание к Галатам, глава 5)

Среди христиан мне периодически попадаются люди, полагающие, будто Иисус Христос отменил закон и упразднил все Божьи заповеди, содержащиеся в законе. А этот отрывок из письма они могут использовать в качестве аргумента.

Если выяснится, что вы, к примеру, воздерживаетесь от блуда или отказываетесь работать в выходной день, они могут посчитать вас законником, который отверг Христа и отпал от благодати.

Однако, если внимательно прочесть этот фрагмент, то нетрудно заметить, что Павел не высказывал никаких претензий к соблюдающим закон!

Павел обращался к тем, кто оправдывает себя законом.

Вот об этом оправдании я и хочу сегодня поговорить.

Источник: https://dailyverses.net/ru/к-галатам/5/4
Источник: https://dailyverses.net/ru/к-галатам/5/4

Как оправдаться законом Моисея?

Естественно, первое, что приходит в голову, — это оправдание через соблюдение закона, через исполнение того, что заповедал Бог.

Но давайте подумаем об этом. Оправдание через соблюдение закона.

Если ты соблюдаешь закон, то от чего тебе оправдываться? Ты исполняешь Божью волю, живешь и поступаешь по совести.

Оправдание нужно тем, кто виновен. А если ты всё соблюдаешь, тогда в чём твоя вина перед Богом?

Кто-то может подумать, будто нарушение одной заповеди оправдывается соблюдением остальных. Но эту идею отвергает апостол Иаков:

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
(Послание Иакова, глава 2)

Нашими светскими законами вы тоже никак не оправдаетесь. Например, если вы соблюдали 359 статей УК РФ и нарушили всего одну, вас будут судить и не смягчат вам приговора ни за одну из соблюденных вами статей.

Иными словами, оправдание через соблюдение закона не работает.

Как же иудеи могли оправдываться законом?

Об этом мы можем прочесть в самом законе.

Оправдание, предписанное законом

Израильтянам в книге Левит закон позволял совершать различные жертвоприношения — всесожжения (глава 1), мирные жертвы (глава 3), жертвы повинности (главы 5-6).

А также предписывал приносить жертвы за грех (глава 4).

Жертвы были нескольких видов:

  • за грех священника или всего общества приносили тельца:
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать;
3 если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, — то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе…
(Левит, глава 4)
13 Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно,
14 то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания…
(там же)

  • за грех начальника приносили козла:
22 А если согрешит начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен,
23 то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока…
(там же)

  • за грех простого человека приносили козу:
27 Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет,
28 то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил…
(там же)

Этими постановлениями о жертвах за грехи иудеи оправдывались и очищались перед Богом.

В чём здесь проблема?

Насчет иудейских жертв мы можем найти интересное рассуждение в Послании к Евреям, где автор указывает на проблему таких жертв:

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(Послание к Евреям, глава 10)

Жертвы иудеев, хоть и приносимые по закону, больше напоминали штраф, нежели реальное средство искупления. Каждый год одно и то же: жертвы приносятся, а грехи никуда не деваются.

5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
(там же)

Здесь вольно пересказывается Псалом 39 — псалом Давида, в котором автор послания усматривает пророческое слово о Христе.

10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
(там же)

Нескончаемым жертвоприношениям иудейских священников автор противопоставляет одну-единственную жертву Иисуса Христа, которая, освящая обращенного ко Христу человека, навсегда освобождает его от власти греха, так что ему уже не требуются никакие другие жертвы.

Выбор

Итак, в плане оправдания христиане I века стояли перед выбором:

а) или через обрезание присоединиться к иудеям и приносить бесконечные жертвы за грехи, как предписывает закон Моисея;

б) или обратиться к Богу через Иисуса Христа, освятив себя одной его крестной жертвой, и принять праведность через веру в него.

Выбирая одно, ты обесцениваешь другое.

Вот по этой причине, судя по всему, Павел и писал галатам, что оправдывающие себя законом (а) остались без Христа (б).

Заключение

Современники апостолов имели большой соблазн уклониться в иудейскую традицию самооправдания через жертвоприношения. А это уводило их от веры в искупление Христом и удерживало от принятия Божьей праведности, от рождения свыше. С этой тенденцией Павел и боролся.

Есть ли в наше время что-то подобное?

Лично я не встречал ни одного христианина, который бы приносил Богу тельцов или козлов в жертву за свои грехи. Отсюда становится ясно, что иудейское оправдание законом — это проблема ушедшего века. К нам она никак не относится.

P. S.

Может быть так, что вместо иудейских жертв мы изобретем себе какие-нибудь другие ритуалы самооправдания. Например, кто-то рассуждает по принципу «греши, но кайся», или «греши, но исповедуйся». И тем самым разрешает себе регулярно и произвольно грешить, оставаться плотским по натуре и ничего не менять в своей жизни.

Такие люди действительно остаются без Христа, поскольку не верят в него по-настоящему, делами, а надеются на свои бесполезные обычаи. Проходят десятки лет, а грехи всё те же, и настоящего, спасительного покаяния — радикальной перемены ума и дел — они не знают.

Если это вы, я призываю вас: обратитесь ко Христу всем сердцем, всем разумением и всеми силами. Вы себя ничем не искупите, не отмоете и не спасете. Этого не может сделать ни священник, ни пастор, ни епископ, ни патриарх:

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
(Евангелие от Марка, глава 10)

Только Бог может спасти человека.

А ваше дело — примириться с Богом через Христа и при Его содействии исправить свои пути в соответствии с Его волей, изложенной в Библии.

Хорошая Божья церковь может вам в этом посодействовать. Их много есть разных. Не все они хороши, но и не все ужасны. Лично мне посчастливилось найти хорошую евангельскую церковь, которая проповедует Божью правду и приводит людей к настоящему, деятельному покаянию, так что даже законченные негодяи и пропащие люди отвергают свое тёмное прошлое и всем своим существом устремляются за Христом, получая от Бога освобождение от всякого зла.

Возможно, посчастливится и вам найти такую церковь.

Успехов вам!

Источник: https://bible-help.ru/golub/
Источник: https://bible-help.ru/golub/