В последнее время я всё чаще наблюдаю в свой адрес замечания тех или иных людей, называющих себя христианами, по поводу Божьей воли и Божьих заповедей. Мол, это всё закон Моисея, ветхий завет, прошлый век и так далее. А мы, мол, христиане, Христос воскрес, искупил нас и отменил закон. И вообще соблюдающий заповеди остается без Христа, а законом познаётся грех и умножается преступление. Поэтому давай закрывай свою варежку и не говори о Божьей воле. Просто веруй и бездействуй. А дела делать — это для неверующих.
Данную позицию я не разделяю и сегодня попробую объяснить, почему.
Что такое закон Моисея?
На всякий случай поясню, о каком законе идет речь.
В ветхозаветных книгах Библии (Исход, Левит, Числа, Второзаконие) среди прочего описывается история исхода израильтян из Египта в Ханаанскую землю при активном содействии Бога. Исходом руководил Моисей — пророк, призванный Богом для этого дела.
На протяжении всего времени исхода израильтяне носили с собой необычное переносное святилище, называемое скинией. Скиния была выполнена точно по образцу, данному Богом Моисею. Именно при скинии израильские священники совершали предписанное им служение Господу, приносили жертвы и всесожжения.
Через Моисея Бог дал Израилю большой и подробный закон, который, по некоторым оценкам, насчитывает 613 различных заповедей. В него входят знаменитые десять заповедей (см. Исход, главу 20). А также заповедь об обрезании, обязательном для всех израильтян мужского пола. Базовые правила гигиены. Гастрономические предписания о чистой и нечистой пище. Множество подробных правил, которыми отменяются языческие обычаи вроде колдовства, однополых союзов, татуировок ради умерших, человеческих жертвоприношений и прочих гадостей, которые Израиль мог перенять у других народов.
Также в законе Моисея можно прочесть подробное описание всех действий, предписываемых священникам: что можно сжигать, что можно есть, какие бывают жертвы, как приносить жертву за грех, и многое другое.
Иными словами, это большое и подробное чтиво, которое не так просто освоить, как хотелось бы.
Возможно, кто-то спросит: зачем же столько постановлений? Не хотят ли нас нагрузить и запутать?
А я вот думаю: наши светские законы тысячу раз переплюнули Моисея! Мы, простые граждане, десятки лет живем в своей стране и не знаем даже десятой доли ее законов, а все судебные прения решаем при содействии специально обученных людей — юристов.
А теперь посмотрим, какого мнения о законе Моисея были наши новозаветные герои — Иисус Христос и его ученики.
Отменил ли Иисус закон Моисея?
Часто от христиан можно услышать: мол, Иисус воскрес и отменил закон. Например, апеллируют к тому, что Иисус, будучи распят на кресте, воскликнул: «Совершилось!» (Евангелие от Иоанна 19:30). И понимают это как исполнение закона. Закон исполнен и поэтому больше не имеет силы, говорят они.
Но что говорил о законе сам Иисус? Планировал ли он что-либо отменить?
Находясь в Израиле задолго до распятия, Иисус во время нагорной проповеди сразу же предостерег народ:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет* небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Евангелие от Матфея, глава 5)
*прейдет — соответствующее греческое слово переводится как «проходить, кончаться». То есть речь идет о времени окончания неба и земли, когда они исчезнут.
Некоторые читатели указывают на слова «пока не исполнится всё», а потом говорят:
— Вот видите! Пока не исполнится всё. А на кресте как раз всё и исполнилось! Поэтому закон отменен.
При этом они упускают из виду слова «доколе не прейдет небо и земля».
Иисус был распят, воскрес и вознесся...
Но небо с землей никуда не девались!
Следовательно, согласно Иисусу, до сих пор ни одна черточка из закона Моисея не утратила своей значимости.
После воскресения Иисус, наставляя учеников, сказал так:
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...
(Евангелие от Матфея, глава 28)
Этими словами Иисус подтвердил, что те вещи, которым он учил до своего воскресения, действительны и после.
Также интересно другое предупреждение Христа:
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Евангелие от Матфея, глава 7)
Людей, не исполняющих Божью волю, Иисус называет делающими беззаконие. И предупреждает, что они будут отвергнуты вопреки всем тем удивительным делам, которые они совершали его именем.
Что же случилось потом? Выступали ли апостолы против иудеев и закона?
Апостолы и закон Моисея
Первый конфликт по поводу закона упоминается в новозаветном каноне в книге Деяний апостолов:
1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
(Деяния, глава 15)
Знакомая тема? В наше время подобную песенку поют христиане. Но не про обрезание, а про крещение. Переоценивают обряд, упуская самую суть. Так вот, это не новые грабли: в первом веке на них уже активно наступали иудеи.
Этот вопрос нужно было как-то решать, поэтому Павел и Варнава отправились из Антиохии в Иерусалим, к апостолам — ученикам и посланникам Иисуса, которые знали Христа лично.
4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
(там же)
Первым высказался апостол Симон по прозвищу «Пётр»
(по-гречески «камень» или «скала»).
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
(там же)
Пётр называет закон Моисея игом, то есть сравнивает его с ярмом для скота. При этом он отмечает, что сами иудеи не могли понести это ярмо, а других заставляют. Не глупо ли это?
Ярму закона Пётр противопоставляет благодать Иисуса Христа и спасение усматривает в нем.
А после этого апостол Иаков делает выводы.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
(там же)
Первый момент: Иаков полагает не затруднять тех, кто обращается к Богу из язычников.
Иудеи предписывали язычникам обрезание по старому завету, заповеданному Моисеем. Язычников же Бог принимал и без всего этого, в подтверждение давая им дары Святого Духа.
Второй момент: Иаков понимал, что язычники всё же нуждаются в наставлении, и предложил предписать им несколько самых главных вещей: «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деяния 15:20).
Третий, ключевой момент: Иаков полагался на помощь иудейских проповедников, которые в то время читали закон Моисея в синагогах по всем городам. Через них язычники могли познавать Божью волю, учась всему, чего им не хватает.
Вы когда-нибудь были в синагоге?
Я ни разу не был и не планирую туда идти.
Но во времена апостолов в них была большая необходимость, поскольку все свитки писаний копировались вручную, экземпляров было не очень много, да и народ был не особо грамотный.
А в наше время и закон, и пророки, и многое другое в составе Библии тиражируется издательствами в огромных количествах и доступно каждому из нас. Некоторые ребята вроде «Гедеонов» даже раздают Библии бесплатно. А среднее образование стало обязательным для всех. Так что теперь мы можем, подобно древним язычникам, наставляться Богом из закона, даже не посещая иудейскую синагогу.
И ничего предосудительного в этом я не вижу — ни от Христа, ни от апостолов в Иерусалиме.
А как же послания Павла?
Остается самый важный вопрос. Дело в том, что в письмах апостола Павла вопросу иудейского влияния на христиан уделяется очень много длинных глав и громких слов.
Именно из слов Павла, а не Иисуса Христа, любители отвергать закон черпают свое вдохновение.
Приведу несколько популярных цитат на эту тему:
- «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть, ибо законом познается грех»
(Послание к Римлянам 3:20)
Павел считает, что закон сам по себе не имеет силы для оправдания человека. Он лишь обнаруживает человеческие преступления. - «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай»
(Послание к Римлянам 7:7)
Это сказано о человеческом грехе, который берет повод от заповеди, чтобы с ее помощью произвести обратный эффект и развратить человека (см. 7:8). - «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Послание к Галатам 5:4)
Это сказано принимающим обрезание (см. 5:2-3).
По этому стиху у меня есть отдельная статья.
Однако тот же самый Павел имеет о законе Моисея явно положительное мнение:
- «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем»
(Послание к Римлянам 3:31) - «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра»
(Послание к Римлянам 7:12) - «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих»
(Первое послание к Коринфянам 7:19)
Люди плотские и люди духовные
В письме к римлянам, в главах 7 и 8, Павел затрагивает интересную тему — жизнь по плоти и жизнь по духу. В этой теме его отношение к закону Моисея выражено, на мой взгляд, наиболее четко.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. [...]
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
(Послание к Римлянам, глава 7)
Здесь Павел в первом лице описывает состояние плотского человека. Кому об этом знать, как не ему, некогда кровожадному гонителю христиан!
В плотском человеке происходит разделение. Он умом вроде бы хочет как лучше, хочет быть послушным Богу, творить дела правды и всё такое. Но не может совладать со своим телом, которое всё время грешит вопреки праведным желаниям его ума.
Некоторые люди читают эти слова, и им кажется, будто Павел описывает свою греховность, которая даже во Христе никуда не делась. Будто в грехе обречен жить каждый человек, и даже сам Павел не владел собой.
Однако эту мысль я нахожу ошибочной, так как в восьмой главе Павел противопоставляет плотским людям тех, кто во Христе.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Послание к Римлянам, глава 8)
Освободил!
Настоящие христиане освобождены от греховной жизни по плоти.
Плоть уже не подавляет их волю. Наоборот, они сами контролируют свою плоть.
А дальше Павел изрекает великолепную мысль касательно Божьего закона:
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
(там же)
Знаете, кто не покоряется Божьему закону?
Плотские люди!
Люди, не рожденные свыше.
Они могут называться верующими, христианами и другими красивыми словами. Но их так или иначе выдает презрение к Божьей воле, изложенной в Его законе.
Божья воля могла бы показать им путь, которым идти.
Но они боятся обличения.
Ведь если Бог предписывает вещи, которых ты не соблюдаешь, то эта религиозная иллюзия праведности, которую ты столько лет поддерживал, моментально треснет по швам и рухнет, обнаружив затаившуюся гниль.
А я скажу: пусть рухнет!
Посмотрите правде в глаза.
Законом познаётся грех? Так познайте же, есть ли грех в вашей жизни. Научитесь Божьей воле из закона, и вы узнаете, на верном ли вы пути, во Христе вы или же просто играете в религию, обманывая себя.
А обнаружив грех, вы сможете покаянием изгладить его из своей жизни. Переосмыслить и исправить свое поведение. Это сделает вас лучше и ближе к Богу, устранит преграду между вами и Богом.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
(там же)
Вот наша цель.
Заключение
У меня есть собственный экземпляр Библии в русском переводе, и я читаю в ней о законе Моисея. Также иногда посещаю местную евангельскую церковь и во время проповеди иногда слышу отдельные отсылки к Божьей воле, изложенной в этом законе.
Как и язычники из книги Деяний, я не обрезан. Я не состою в завете с Богом по Моисею. Но книги закона позволяют мне лучше понять Бога и Его волю для людей. А также лучше понять учение Иисуса Христа, который заповедал по сути те же самые вещи. Понимание закона помогает мне лучше следовать за Христом.
Этого же мнения держится и Павел, предлагая священные писания своему ученику Тимофею:
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(Второе послание к Тимофею, глава 3)
Присоединяйтесь к нам с Павлом и Тимофеем.