Найти тему
Швец, чтец и игрец на дуде

Война, искусство и люди в романе «Правила перспективы»

Впервые роман Адама Торпа «Правила перспективы» был напечатан в журнале Иностранная литература в 2009 году, но так и не снискал широкой славы у русского читателя.

События разворачиваются в конце Второй Мировой войны в небольшом немецком городке, который освобождают американские солдаты, и распадаются на две параллельные сюжетные линии.

В одной из них немцы - сотрудники музея во главе с директором Хоффером, которые остались в здании во время бомбежек, чувствуя священный долг охранять оставшиеся в подвале картины.

Во второй - американский солдат Перри, который тоже испытывает страсть к искусству.

Музей - дом искусства, в котором две сюжетные линии пересекаются и расходятся навек.

В первую очередь хочется отметить прекрасный слог автора, с первых страниц была впечатлена, описание пожара столь живое, словно ты сам стоишь у здания и наблюдаешь, как языки пламени, словно равнодушные палачи, уничтожают всё на своем пути: живое и мертвое, возвышенное и обыденное.

Таким же живым остается описание последних дней войны: победители и побежденные одинаково опустошенные, вымотанные и сломленные, не чувствующие ни радости, ни усталости, смиренно ожидая финала долгого изматывающего ада.

-2

В романе очень много рассуждений об искусстве, здесь не только герои безустанно рассуждают о нём, сами картины говорят с читателем поникшими голосами. Много упоминаний великих художников, писателей и даже музыкантов, много фраз, которые врезаются в память, много мыслей, которые побуждают думать.

Главное - это видение художника. Оно превыше чужих жизней, превыше всего.

Это прекрасное решение для истории - противопоставление войны и искусства, силы разрушения и силы творения, и, на мой взгляд, не зря главная часть повествования отдана Ван Гогу, его дар в конечном итоге через созидание и создание привел художника всё к тому же саморазрушению.

Искусство и война, наделенные могущественной силой, могут быть одинаково губительны.

Интересны и люди в этом романе, Торп не спешил создавать идеальных праведных героев, все они так или иначе склонны к обману, гордыне, похоти и алчности, что выглядит очень достоверным, тяжело оставаться святым в обычное время, а в военное и подавно.

Наверное, по этой же причине я не прониклась к героям, не выделила любимого и попрощалась со всеми также легко, как встретилась.

Образ Перри - американского солдата, одолеваемого страстями и примитивными мыслями, но при этом тонко ценившего искусство мне показался недостоверным и каким-то сырым, в то время как сотрудники музея, напротив, очень реалистичными, поэтому линия их жизни казалась мне куда интереснее.

В целом, роман о войне и людях внутри этой войны меня не особо впечатлил, были произведения намного сильнее, а вот со стороны философских скитаний об искусстве - порадовал, здесь тоже прочитано много, но Торп всё-таки цепляет и оседает в памяти.

Особенно заставила задуматься о природе искусства следующая цитата:

Художник любит природу, а не искусство. Искусство больше всего любят дилетанты

И ведь правда, все мы оцениваем искусство с точки зрения искусства, его мастерства и инструментов, в то время как творец создает из побуждений любви к объекту и своему творению, это искусство не ради искусства, это акт душевного необузданного порыва. Что-то действительно возвышенное и прекрасное.

А нам, зрителям, остается только оценивать, как, например, этот роман.

Искусство ли это? Однозначно.

-3