Михаил Христофорович Рейтерн родился в 1820 году в городе Поречье. По своему происхождению он принадлежал к аристократическим кругам, отец будущего министра был генералом, а мать фрейлиной при дворе императрицы. Юноша получил блестящее образование в Царскосельском лицее, который оставался важным источником пополнения административной элиты России.
Начало карьеры Рейтерна в Особой канцелярии было связано с финансовой сферой. Впрочем, приобрёл он также опыт работы и в министерстве юстиции, где прослужил вплоть до 1853 года.
Новым этапом карьеры стал переход Рейтерна в Морское министерство под начало великого князя Константина Николаевича. При этом служба в новом министерстве была связана именно с финансовой сферой. Михаил Христофорович стал членом комиссии по разработке хозяйственного устава флота. Ему приходилось неоднократно участвовать в ревизиях различных министерских структур. Именно Рейтерну было поручено устройство пенсионной кассы морского министерства.
Большое значение для становления Рейтерна как финансиста и государственного деятеля сыграла продлившаяся почти три года командировка в европейские государства и США. Вернувшись из заграницы в 1858 году, он представил свой отчёт лично императору Александру II и был пожалован званием статс-секретаря. Именно с этого времени Рейтерн начал рассматриваться как один из возможных претендентов на роль министра финансов.
Положение России в финансовой сфере на тот момент оставалось достаточно тяжёлым. Империя так и не смогла полностью оправиться от негативных последствий неудачной Крымской войны. По сути дела, речь шла о возможности государственного банкротства. Бюджетный дефицит превысил 500 миллионов рублей. Для решения этой проблемы правительством активно использовались займы и выпуск в оборот всё большего количества денег. В этих условиях прекратился обмен бумажных денег на серебро и золото, что неизбежно вело к падению курса рубля. Похожая ситуация была и области развития промышленности. Производство сокращалось, многие акционерные обществ разорялись, можно было наблюдать отток из России зарубежного капитала.
Эти обстоятельства были тем более критичны, что правительство и император планировали целый ряд крупнейших преобразований практически во всех сферах жизни общества и государства, что требовало немалых расходов. Именно в это трудное время Рейтерн поступает на службу в Министерство финансов и участвует в обсуждении экономических реформ. На тот момент у него уже сложились собственные взгляды по поводу оптимального пути экономического развития страны.
Михаил Христофорович был сторонником либеральных взглядов, которые были в наибольшей степени распространены в европейской экономической мысли того времени. Экономическое развитие представлялось своего рода естественным процессом. Государство должно было вмешиваться в эту сферу в минимальной степени, предоставив возможности для развития свободной торговли и конкуренции в сфере промышленного производства.
Рейтерн видел причины кризисных явлений в российской экономике в недостаточном развитии личной экономической инициативы, что, в свою очередь, объяснялось сохранением крепостного права, сословной структуры общества, сильный политический контроль государства.
В своих статьях и письмах Рейтерн говорил о необходимости сокращения государственных расходов на содержание бюрократического аппарата. Также необходимо было сократить финансирование армии и флота за счёт их существенного сокращения. Большое значение придавал Рейтерн необходимости изменений в системе налогообложения. Вместо подушной подати необходим был переход к взиманию налога в зависимости от доходов. При этом налогами должны были быть обложены помещичьи земли и недвижимость в городах. В духе либеральной установки Рейтерн предлагал пополнять бюджет также за счёт приватизации части государственного имущества, передачи его в частные руки.
Одной из важнейших задач Министерства финансов Рейтерн видел создание системы частных кредитных учреждений, которые позволили бы стимулировать развитие промышленного производства. Единственным средством для борьбы с инфляцией Рейтерн полагал выкуп излишних кредитных билетов за счёт новых займов. При этом главной целью должно было стать восстановление обмена купюр на золотые и серебряные монеты.
Рейтерн активно участвовал в подготовке и финансовом обеспечении многих Великих реформ. В 1858 году он был назначен управляющим Комитетом железных дорог. Крымская война показала, что без развития железнодорожной сети невозможно сохранение Россией статуса мировой державы.
Сыграл свою роль Рейтерн и в проведении важнейшей реформы Александра II - отмене крепостного права. На его долю досталась одна из самых сложных частей работы. Разработка конкретных правил, оп которым должна была осуществляться операция по выкупу крестьянами своих наделов у помещиков. Именно этот вопрос для многих оставался наиболее болезненным, заставлял относиться к реформе с изрядной долей недоверия.
Можно отметить вклад Рейтерна и питейную реформу. Он участвовал в разработке "Положения о продаже питий", которым должна была быть ликвидирована существовавшая система винных откупов.
Приобретя за несколько лет работы в министерстве необходимый опыт, Рейтерн, по мнению императора, созрел для более высокого поста, тем более, что предыдущий глава министерства Княжевич не отвечал потребностям эпохи и не был готов к проведению существенных преобразований. В январе 1862 года Михаил Христофорович был назначен министром финансов.
Назначение нового министра было воспринято благожелательно как придворной аристократией, так и общественностью. Все полагали, что профессиональные качества Рейтерна позволят преодолеть кризисные явления. В России к 1862 году продолжал наблюдаться бюджетный дефицит. В промышленности и торговле резко ощущалась нехватка свободного капитала и не6возможность его привлечения. При этом начало 60-х было временем когда проходили важные реформы практически во всех сферах. Соответственно, правительство постоянно сталкивалось со всё новыми требованиями бюджетных ассигнований.
Начало министерской деятельности Рейтерна было связано с коренными изменениями в бюджетно-сметной системе. Теперь каждое из министерств должно было представлять подробные сметы с росписью всех предполагаемых расходов. Причём после утверждения этих проектов не допускалось самовольная переброска финансов на другие нужды. Ведомственные кассы должны были быть упразднены, а все особые капиталы и доходы передаваться в распоряжение Министерства финансов.
Государственный контроль в рамках данной реформы должен был стать единым ревизионным органом, который обладал правом проверки любого государственного учреждения. Реформа привела к значительному упорядочиванию движения финансовых потоков, создала препятствия на пути коррупции и нецелевого расходования бюджетных средств. При этом планы Рейтерна не были реализованы в полной мере из-за противодействия Министерства путей сообщения, в котором многие чиновники были заинтересованы в отсутствии контроля за расходами при строительстве частных железных дорог субсидируемых государством. Полностью пресечь казнокрадство не удалось.
Рейтерном в основу своей политики был поставлен принцип бережливости. Он постоянно выступал против практики сверхсметных ассигнований. В 1866 году ему удалось добиться того, чтобы министры могли требовать выделения дополнительных средств только в чрезвычайных случаях и только в виде непосредственного доклада императору.
Разумеется, деятельность министра финансов нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов внутренней политики России. При этом зачастую Рейтерну приходилось вступать в достаточно серьёзные споры со своими коллегами в других министерствах. Наибольшие претензии к Рейтерну выдвигались военным министром Д. Милютиным. Михаил Христофорович, оценивая проведение военных реформ в России, заявлял о том, что ни в одной европейской стране расходы на военное министерство в мирное время не могут достигать почти трети бюджета, как это происходило в России. Нередко окончательно слово в споре двух министров оставалось за императором.
Принцип бюджетной экономии не мог оставить Рейтерна равнодушным и к вопросам внешней политики, которые также требовали значительных бюджетных расходов. Рейтерн полагал необходимым сохранение мира и прекращение расширения российской территории, которое в данный период происходило преимущественно за счёт Средней Азии. Министр финансов полагал, что будет весьма сложно привлечь на эти новые территории капиталы и рабочую силу, тем более, что это можно было сделать только за счёт отвлечения их с непосредственно российской территории.
Подобная позиция Рейтерна достаточно ярко проявилась в 1866 году, когда перед русским правительством стал вопрос о судьбе владений на Американском континенте. Намерение продажи США Аляски объяснялось не только внешнеполитическим целями, то есть стремлением укрепить дружественные отношения со Штатами и избежать потенциальных конфликтов с Великобританией. Не менее важным было то, что владения в Америке были убыточны для России на тот момент, а выделять дополнительные средства на их развитие было слишком накладно для бюджета.
Рейтерн на проводившемся при царе совещании проголосовал за продажу Аляски пускай и за достаточно скромную сумму. Правда в этом он был солидарен с министром иностранных дел и морским министром.
Конечно, одним сокращением расходов бюджета проблему финансового благополучия было не решить. Рейтерн искал все возможности для того, чтобы увеличить поступление доходов в казну. При этом зачастую его практическая деятельность вступала противоречия с теоретическими постулатами, которых придерживался министр.
Так он считал существование подушной подати феодальным пережитком, который должен быть заменён на более совершенную систему налогообложения. Однако, несмотря на недовольство крестьянства и накапливавшиеся год от года недоимки, Рейтерн так и не решился на отмену этого налога, понимая, что это может неблагоприятно сказаться на наполняемости бюджета в ближайшие годы.
Министерство ограничивалось тем, что предоставляло льготы отдельным категориям населения, но не затрагивало основ существующей налоговой системы. В качестве положительных моментов можно отметить то, что подушная подать с мещан была заменена налогом на недвижимость .
Серьёзные проблемы ожидали министра в связи с выкупными платежами, которые должны были вносить крестьяне, получившие часть земель своих помещиков. Зачастую суммы платежей абсолютно не соответствовали финансовым возможностям крестьян, что приводило к росту просрочек по выплатам и недоимок. Министерству приходилось снижать суммы платежей, предоставлять длительные рассрочки на несколько лет, зачастую прощать недоимки. Однако все эти частные меры не могли решить проблемы в целом.
Интересно, что Рейтерн понимал необходимость дальнейших преобразований в области сельского хозяйства, главной целью которых "должно было стать повышение платёжеспособности крестьянства за счёт роста его доходов".[7] При этом министр во многом предвосхитил идеи, которые впоследствии легли в основу аграрной реформы П. А. Столыпина. Он полагал необходимым ускорить переход от общинного землевладения к частному, отменить систему круговой поруки. Однако все эти намерения так и остались всего лишь рассуждениями и пожеланиями.
Большое внимание уделял Рейтерн развитию промышленности. При этом он понимал, что наибольших успехов можно добиться, если действовать совместно с теми, кто непосредственно занимается промышленным производством. Рейтерна можно назвать первым российским министром, который на регулярной основе стал приглашать предпринимателей для обсуждения законов, которые могли коснуться сферы их деятельности. Министр считал важным, чтобы достижения отечественной промышленности получали известность и возможность найти инвесторов и потенциальных покупателей. Именно по инициативе Рейтерна были проведены всероссийские промышленные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. В дальнейшем, в 1872 году при Министерстве финансов был даже создан специальный Совет торговли и мануфактур, в задачи которого входила координация действий предпринимателей и правительства.
При этом непосредственные изменения в торгово-промышленном законодательстве продолжали оставаться довольно скромными. Во многом сохранялись пережитки гильдейской и цеховой организации предпринимателей, характерные ещё для средневековой эпохи. Однако Рейтерн приложил немало усилий для того, чтобы возможность заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью стала доступной каждому человеку. Приобретение прав купца стало зависеть только от наличия необходимого капитала. Была отменена плата за выдачу свидетельств на занятие торговлей и промыслами для крестьян и мещан. В промышленности и торговле иностранцы во многом уравнивались в правах с российскими подданными, что должно было способствовать притоку капитала из-за рубежа. При этом налогообложение продолжало базироваться на старых принципах. Правительство не взимало часть доходов, а скорее продавало разрешения на занятия коммерческой деятельностью. Однако в качестве положительного момента стоит отметить то, что в целом суммы выплат были снижены, а за многие сельские промыслы вообще отменены.
Многочисленные изменения произошли в области косвенного налогообложения. Рейтерну удалось воспротивиться всем попыткам в той или иной форме сохранить систему винных откупов. С 1863 г. торговля спиртным стала частным видом бизнеса. При этом акцизные сборы с винокурен и оптовых и частных торговцев позволили существенно увеличить доходную часть бюджета. Кроме того, после отмены откупного бизнеса, значительная часть капиталов были переброшены в те сферы, которые в нём так нуждались - железнодорожное строительство, банковское дело.
Подобная практика стала характерной и для торговли солью, которая также переходила в частные руки и облагалась акцизами. Однако общий рост цен на соль был настолько негативно воспринят населением, что этот косвенный налог был отменён. В целом, однако, практика расширения косвенных налогов оказалась достаточно успешной, и доля их поступлений в бюджет стала опережать прямые подати.
Время правления Александра II заслуженно считается периодом железнодорожного бума в России. Немалая заслуга в этом принадлежала Рейтерну. Именно по его инициативе был создан специальный фонд, в который перешли деньги за продажу Аляски и приватизацию нескольких государственных дорог. За счёт этих денег государством приобретались акции компаний, предоставлялись им кредиты и субсидии. Кроме непосредственного строительства дорог поддержка также оказывалась предприятиям, производившим рельсы, паровозы.
Всё это способствовало активному появлению новых компаний, причём при участии и иностранных инвесторов. Всего за десятилетие протяжённость железнодорожных путей в России возросла практически в 5 раз, что, в свою очередь, способствовало промышленному производству, благодаря возможности обеспечить доставку своей продукции по всей стране. Большое значение придавалось также вывозу излишек продукции, в частности хлеба, за границу. Выступая за свободу торговли, министр финансов в 1868 году добился принятия нового таможенного тарифа, который существенно снижал пошлины на многие товары необходимые для развития российской промышленности.
Далеко не всегда Рейтерну удавалось в полном объёме осуществить свои замыслы. Неудача ждала его при задуманном переходе к свободному обмену бумажных ассигнаций на золото и серебро. Ошибкой министра можно считать предварительное объявление цен на приобретение и продажу государством металлической монеты, что привело к многочисленным спекуляциям и массовому предъявлению кредитных билетов для обмена.
Однако главной причиной неудачи всё же следует признать начало польского восстания в 1863 г., предотвращение которого явно было не в компетенции Рейтерна. Подавление восстания потребовало резкого роста расходов, доверие к возможности государства осуществлять обмен бумажных денег на металлические было подорвано. Обмен монеты в итоге был прекращён, причём государственный бюджет на этой операции потерял десятки миллионов рублей. Компенсировать потери предполагалось привычным уже способом, то есть выпуском мало обеспеченных металлическим содержанием бумажных денег.
Многочисленные недостатки обнаруживались и в существующей системе строительства железных дорог. Обыденными фактами стали расхищение государственных субсидий и коррупция. Рассчитывая на получение государственных денег, частные компании зачастую не учитывали рентабельность и качество построенных линий. Обычной стала практика, при которой должностные лица принимали за взятки в эксплуатацию незаконченные железные дороги.
Важным недостатком являлось отсутствие чёткой регуляции в вопросах выпуска акций и частного кредитования. Всё это приводило к активному участию населения и предпринимателей в биржевых спекуляциях. Банки предпочитали заниматься не субсидированием промышленных предприятий, а торговлей акциями, так как это сулило гораздо более быструю и большую прибыль.
Во многом ухудшение финансового состояния России можно объяснить мировым экономическим кризисом, начавшимся к 1873 году. При этом в России кризис перепроизводства совпал с двумя неурожайными годами в 1875-1876. Последовавшее снижение цен на промышленные товары привело к снижению темпов роста промышленного производства. Железнодорожный фонд оказался практически полностью исчерпан, что привело к прекращению выдачи новых субсидий и замедлению развития железнодорожного строительства.
Доверие к финансовому положению России за границей оказалось значительно подорвано, что привело к оттоку капиталов, сопровождавшемуся снижением курса рубля и акций российских предприятий.
Однако главным испытанием для финансового состояния России стали всё же обстоятельства внешнеполитические. К 1876 году всё очевиднее становилась возможность начала войны с Турцией, которая жёстко подавляла восстания славянских балканских народов. Рейтерн был поставлен императором перед необходимостью изыскать необходимые средства на случай начала войны, что глубоко потрясло министра.
Несмотря на то, что Рейтерн высказывался против начала военных действий, он не бросил министерство в этот тяжёлый момент и постарался в максимально возможной степени обеспечить бесперебойное финансирование военной кампании. Казначейству была дана возможность осуществлять заимствования из Государственного банка. Таможенные пошлины формально не повышались, однако при этом взимать их стали исключительно в золотом эквиваленте, что означало их реальный рост почти на 30%. Продолжился необеспеченный выпуск кредитных билетов. Порой приходилось прибегать к внешним займам на заведомо невыгодных условиях.
Поставленная перед министерством задача была выполнена - военные издержки полностью покрывались. Однако печальные прогнозы Рейтерна во многом оправдались. К 1880 году курс рубля резко упал, его обеспечение золотом сократилось, государственный долг возрос на 1,5 миллиарда рублей.
Сам Рейтерн, несмотря на значительные проблемы со здоровьем, счёл возможным подать в отставку лишь после окончания войны и подписания мирного договора. Несмотря на отставку, он продолжал пользоваться авторитетом у членов правительства. Впоследствии Михаил Христофорович ненадолго вернулся на службу после убийства Александра II. Лишь полная слепота заставила его окончательно уйти с государственной службы. Скончался М. Х. Рейтерн в 1890 году.