Сначала анекдот в тему:
Создали в России супер-компьютер, который на раз делает все импортные аналоги, при этом умещается в таком маленьком корпусе, что все детали в нём гипер-ультра-нано-микро размера. Американцы втайне купили один экземпляр, вывезли к себе.
Эксперт раскрутил корпус, посмотрел в микроскоп, потерял сознание. Подбегает второй, смотрит в микроскоп и тоже теряет сознание. Третий... и тоже без сознания. В это время приходит в себя первый эксперт, у него спрашивают:
- Ну что? Что ты там такое увидел!
- Он ламповый!
Есть у России такая черта, которую отмечают практически все иностранцы: удивлять. Нас же как представляют за рубежом: медведи, водка, балалайки, танки, атомные реакторы, застенки в каждом подвале и прочие ништяки сурового евразийского мордора. И идёт это не толерантное к нам отношение даже не с прошлого века, а ещё с Киевской Руси.
Вспомните дочь Ярослава Мудрого, Анну, которую выдали за французского короля, всего такого просвещённого, надушенного, в парче и золоте. Потом выяснилось, что дядечка читать не умеет, писать его жена учила, за всю свою жизнь до свадьбы 1,5 раза мылся. О школе для бедных и приюте для обездоленных парижане узнали от приезжей королевишны.
Вспомните... хотя... зачем вспоминать то, о чём все слышали. Я вам расскажу историю, о которой, перефразируя слова одного персонажа:
"не все могут знать, вернее, знать могут не только лишь все, мало кто мог про это слышать".
В чём главная проблема любого ремесла?
Нет, не в продажах, не в производстве и даже не в личном мастерстве, а в том, что со временем даже истинные поклонники мастера "наедаются". Если, например, сыр, хлеб, масло и прочую еду можно производить бесконечно - это потребляемые продукты. То, извините, грызть вазу или стакан сложно, да и не полезно для желудка. Кроме того, ну купишь ты один сервиз, два, три... а что дальше?
Не получается заставлять людей покупать одинаковые вещи бесконечно!
Именно с этой проблемой столкнулся самый известный российский завод художественного стекла Гусь-Хрустальный. Без разговоров, в первые годы его изделия разлетались как горячие пирожки. Стекло, тем более стекло хорошего качественного уровня, сделанное в России, было в новинку всем.
И это был не обычный ура-патриотизм, как в ситуации с современным "Москвичом", когда продукцию наделали, а покупать никто не хочет. Стекло Гуся-Хрустального разбирали прямо из цехов, такой она пользовалась популярностью.
Однако человек такая... кхм... существо такое, которому со временем, даже самая любимая вещь, надоедает. И начинаются капризы: то грани не такие острые, то стекло не такое чистое, то дизайн устарел. И руководство завода всё это прекрасно понимало, поэтому помимо обычного прозрачного стекла и более "чистого" хрусталя было решено начать производить цветное, художественное стекло.
Несмотря на то, что способами окраски художественного стекла пигментами в своё время плотненько так занимался столп российской науки Михаил Ломоносов, но все его усилия были направлены на варку мозаику. Вроде бы и там и там стекло, но технологии коренным образом различаются.
Дело в том, что мозаика - это множество разрозненных кусочков стекла, которые соединяются клеем и затиркой. И то, что стёкла отличаются по своему внутреннему составу - никакой роли не играет.
Они же не запечены в одно изделие!
С художественным стеклом так не прокатит: все цветные слои стекла должны иметь один коэффициент теплового расширения. Если он не совпадает, после остывания готовое изделие треснет или ещё хуже - разлетится вдребезги. Нужно сказать, что со времён Ломоносова ситуация в отечественном стеклоделии не сильно изменилась: на технологии изготовления яркого цветного стекла плотно сидели чехи, немцы и французы.
Естественно делиться с кем-то своими секретами (и уж тем более с русскими) они желанием не горели. Даже за очень большие деньги. Зачем убивать курицу, несущую золотые фаберже, когда можно спокойно продавать свои готовые изделия с наценкой х10. Как говорил Шварценеггер в фильме "Красная жара":
- Капитализм!
Можно добавить: "И ничего личного". Однако со временем наши зарубежные партнёры начали замечать, что объёмы закупок изделий из художественного стекла серьёзно упали. Было установлено, что в России появилось своё производство, причём такого уровня, который мог соперничать с лучшими образцами художественного искусства Европы.
Если выражаться современным языком, то в Россию была отправлена делегация решал, которая должна была выявить ту нехорошую редиску из немцев или французов, рассказавшую русским секреты цветного стекла. Дорожка привела их в Гусь-Хрустальный, где производством цветного гутного стекла заведовал некто Василий Николаевич Рябов:
Именно эта "редиска" смогла запустить, наладить и выдать в массы цветное художественное стекло. И, как оказалось, Василий нигде не учился, "в заграницах не был, не привлекался и не участвовал".
Этот человек - мещанин. Дед Василия Андрей Рябов был меленковским мещанином, это установлено по церковным метрическим записям гусевской церкви Акима и Анны, которые сейчас хранятся в отделе ЗАГС Гусь-Хрустального. (Для справки: мещане - городские обыватели - мелкие торговцы, ремесленники, домовладельцы и т.п., являлись более привилегированным сословием, чем крестьяне).
Он в одиночку освоил способ изготовления изделий из цветного художественного стекла в самой популярной на то время технике Галле, разработанной французским художником Эмилем Галле.
Когда немцы посетили Гусевский завод, у них чуть не поехал чердак. По-другому не скажешь: в закопчённом цеху стоял мастер, выдувающий такие вещи, которые могли делать только самые выдающиеся зарубежные фирмы.
Сначала они не поверили своим глазам, хором заявив, что им подсунули обманку, подсадную утку. Они были уверены, что секретами поделился кто-то из Европы:
- Никогда русский мастер такого сделать не сможет!
Как оказалось, смог!
Василий с детства работал на фабрике, сначала помогал отцу, потом пошёл учиться в начальное фабричное училище, которое в 1879 году окончил с отличием.
А ведь это было очень сложно!
Желающих попасть в это заведение было очень много, но мест на всех не хватало, так как это прямой билет на фабрику и хорошую работу, за которую прилично платили.
Его отец понимал, что дети должны получить образование и быть грамотными, и приложил усилия, чтобы его сын Василий там учился. Немалую роль в том, что было получено место в училище, сыграло и то, что Василий, как и все дети мастеров фабрики, был привлечен к хрустальному производству с малолетнего возраста (лет с 8-ми).
Каждое новое поколение заводчан продолжало работать на фабрике, и искусство хрустального производства передавалось от отца к сыну. Уже в 1883 году, в возрасте 14 лет (!) Василий записал свой первый блокнот с рецептами шихты.
Получается так, что обычный русский мастер, смог сделать то, на что немецким и французским мастерам потребовалось не одно столетие.
Василий Рябов опередил время на несколько десятков лет, после себя он оставил 5 блокнотов, в которых подробнейшим образом расписано 526 рецептов варки цветного художественного стекла.
Многие из этих рецептов были повторены в работах самой известной фабрики художественного стекла Луиса Комфорта Тиффани. Но некоторые до сих пор никто не может повторить, так как помимо ингредиентов для шихты была важна рука мастера, смешивающая слои стекла в неповторимый рисунок. Один из таких рецептов - "Берёзка".
Знаете, в последнее время часто можно услышать, что русские ни на что не способны, наша история - нескончаемая череда ошибок и поражений. Прекрасно понимаю откуда растут ноги у такого мнения, вся наша история свидетельствует совершенно об ином. Просто не нужно её забывать.