«... Глядя на подрастающее население всех наших крупных мануфактурных центров, мы перестаем удивляться, что наши большие города являются главными поставщиками человеческого материала для тюрем.
Наоборот, я всегда удивлялся, что такое сравнительно незначительное количество этих уличных детей становится ворами и грабителями. Я никогда не переставал удивляться тому, насколько глубоко вкоренены социальные чувства в людях XIX века, сколько доброты сердца в обитателях этих грязных улиц; лишь этим можно объяснить, что столь немногие из среды выросших в совершенной заброшенности объявляют открытую войну нашим общественным учреждениям. Вовсе не «устрашающее внимание тюрем», а добрые чувства, это отвращение к насилию, эта покорность, позволяющая бедняками мириться с горькой судьбой, не выращивая в своих сердцах глубокой ненависти, - лишь они, эти чувства, являются той плотиной, которая предупреждает бедняков от открытого попрания всех общественных уз. Если бы не эти добрые чувства, давно бы от наших современных дворцов не осталось камня на камне.
А в это время на другом конце общественной лестницы деньги – этот овеществленный общественный труд - разбрасывается с неслыханным легкомыслием, часто лишь для удовлетворения глупого тщеславия. Когда у стариков и работящей молодежи часто не хватает хлеба и они изнемогают от голода у дверей роскошных магазинов-дворцов, в этих магазинах богачи тратят безумные деньги на покупку бесполезных предметов роскоши.
Когда все окружающее нас – магазины и люди, которых мы встречаем на улицах, литература последнего времени, обоготворение денег, которое приходится наблюдать каждый день – когда все это развивает в людях ненасытную жажду к приобретению безграничного богатства, любовь к крикливой роскоши, тенденцию глупо швырять деньгами для любой явной или сохраняемой в тайне цели...»
Ой, простите увлекся.
Не я сказал, но не удержался, переписал, исключительно с той целью, чтобы покрепче сохранить в памяти эти слова. Как вы поняли из заголовка, их написал сто лет назад потомок Рюриков, ученый, этнограф, князь, анархист, революционер и сотрясатель основ, попросту говоря - бунтарь Петр Алексеевич Кропоткин в своей работе, название которой я также вынес в заголовок этой статьи.
Удивительно современные строки, не правда ли? А что это означает? Что ничего в этом мире не поменялось. Вернее, не так. Удивительным образом все вернулось на круги своя. От чего уходили, к тому и пришли, чтобы на это не говорили хулители коммунистической идеи. Хотя еще сто лет назад, в той же самой книге Кропоткин четко объяснил, что нужно сделать, чтобы не было неравенства и несправедливости на земле, и надо сказать, что в Советском Союзе, медленно, но уверенно реализовывались в том числе и его мечты, но... что-то пошло не так. Хрен его знает что, как сказал вчера наш президент, который заодно рассказал и о том, что Россия делала все возможное и невозможное, чтобы вступить в ряды «цивилизованных европейцев», но в итоге вступила в полное «хрен его знает что» и сейчас бьется в кровь со своими же братьями за – не много ни мало существование России. России как другой цивилизации. Цивилизации с другими смысловыми кодами, которые написаны нашими предками, одним из которых как раз и является Кропоткин.
Хорошо еще, что его книги можно свободно купить в магазине. Правда, уже приходится постараться, чтобы его там найти среди огромного количества Пустоты.
Вообще, удивительная вещь! Читая его книгу «Нравственность и анархия», куда вошла и работа «О смысле возмездия», я постоянно ловил себя на мысли, что будто с собой разговариваю. Настолько мысли далеко по времени от меня человека совпадали с моими. Понимаю, конечно, что это плод работы советской школы, который можно вытравить из меня только вместе с душой. Кстати, учитывая, что советская школа стояла на материалистической основе, это еще одно доказательство того, что все же душа существует, кто бы какой смысл не вкладывал в это философское понятие.
Кстати, вот Ильин относился к душе иначе. Как? Об этом уже узнаю из его книги «Поющее сердце». Еще один код нашей многогранной русской цивилизации.
Ну, а самый счастливый сценарий развития будущего как всегда можно прочитать в моем фантастическом романе «Кодекс защитника» из сборника остросюжетных рассказов «Законы поединка». И мне очень отрадно, что этот роман перекликается с мыслями Петра Алексеевича.