Найти в Дзене
DM_812

Как Ксюша Шойгу новый фасад строит?

Закрытый не только географически остров Котлин, но и административно в Советское время город Кронштадт после постройки дамбы, а точнее запуска движения по её северной части, стал более открытым. Однако общая атмосфера 90-х особенно сильно отразилась на этом уникальном районе Петербурга. Говорю об этом со знанием дела, ведь почти каждые школьные каникулы (за исключением летних) проводил именно там.

По непонятным мне причинам личность главного куратора проекта "Остров фортов" - Ксении Шойгу вызывает противоречивые мнения в обществе. Негативную их часть я, разумеется, не разделяю и считаю по меньшей мере странной.
По непонятным мне причинам личность главного куратора проекта "Остров фортов" - Ксении Шойгу вызывает противоречивые мнения в обществе. Негативную их часть я, разумеется, не разделяю и считаю по меньшей мере странной.

Архитектура дамбы стала естественной декорацией для нового направления киноискусства - съёмки рекламы и клипов. Например: "Тучи" Иванушек Инт. был снят именно там.
Позже были и другие работы. Например, некоторые эпизоды нуарного фильма "Антикиллер" снимали в нагромождении кусов судовых секций, находивших когда-то рядом с фортом Константин. Всё это было в свободном для посещения доступе. Включая фортовую изюминку Кронштадтского ожерелья - форт Александр I, именуемый в народе "Чумной". Где-то в лихие 90-е мне довелось побывать в этом мрачном тогда месте. Сделать это можно было только зимой, добравшись по льду.
Уже в нулевые были знаменитые "
Оупен эйры" - масштабные рейв-вечеринки в лучших традициях "Содома и Гоморры". Их проводили на "Константине" и "Чумном". Куда "колбасёров" доставляли специально. Я подобные мероприятия не особо любил, но пару раз из любопытства мы подходили поглазеть на вот это вот всё. Благо имея такую возможность благодаря круизному катеру.
Вообще развитие маломерного флота в Петербурге это не только очень важная часть моей личной жизни, к чему я приложил немало усилий в "сытые 00е", но и в целом отражение происходящих в стране событий. Об этом как-нибудь в другой раз.

Новый яхт-клуб на форте "Константин". фото моё. Сегодня уже сложно представить, как здесь всё выглядело каких-то 15-20 лет назад
Новый яхт-клуб на форте "Константин". фото моё. Сегодня уже сложно представить, как здесь всё выглядело каких-то 15-20 лет назад

Вскоре началась другая история. Дамбу, наконец, достроили, связав и южную её часть с материком. Появились новые портовые терминалы, а форт Константин стал новым центром притяжения благодаря яхт-клубу и таможенному терминалу. Отныне все частные суда заходящие в территориальные воды нашей страны или желающие их покинуть обязаны были получить соответствующие отметки именно здесь. Прежде это делали в здании Морского вокзала на Васильевском. Было, мягко говоря, не очень удобно.

Где-то в тот же период был приведён в порядок и большой Морской собор Кронштадта. Купол которого в хорошую погоду можно углядеть даже с Комаровского пляжа (тот самый где Игорь Скляр грозился провести недельку до второго и поглядеть на балтийскую волну). Конечно, если у тебя хорошее зрение.

Рекреационная зона "Остров фортов" включает в себя и благоустроенную парковую территорию, и интерактивную зону с исторической информацией.
Рекреационная зона "Остров фортов" включает в себя и благоустроенную парковую территорию, и интерактивную зону с исторической информацией.

И вот спустя ещё какое-то количество лет в СМИ прозвучала идея создания масштабного проекта рекреационной зоны - "Остров фортов". Куратором и главным амбассадором которого стала Ксения Сергевна Шойгу. Дочь нынешнего министра обороны России.
Открытие первой очереди парка с участием президента России стало одним из ярких событий лета 2022. Тревожного в целом для страны года. А уже в 2023 парк пополнился новым уникальным экспонатом - подводная лодка К-3 "
Ленинский Комсомол". Была первой в своём классе и спущена на воду 24 сентября 1955 года.

Открытие совпало с проведением "Морского салона" и в целом эта территория теперь не только место отдыха и прогулок для туристов и местных жителей, но и площадка для проведения различных мероприятий на морскую тему.

Форт Александр I (Чумной) стремительно меняет облик. Ещё 10 лет назад это было мрачное заброшенное сооружение. А ещё через несколько здесь можно будет с комфортом пожить с видом на главный морской фарватер. Где вереница огромных судов проходит в сотне метров от стен.
Форт Александр I (Чумной) стремительно меняет облик. Ещё 10 лет назад это было мрачное заброшенное сооружение. А ещё через несколько здесь можно будет с комфортом пожить с видом на главный морской фарватер. Где вереница огромных судов проходит в сотне метров от стен.

Проект "Остров фортов" тем временем уже вышел за границы острова. Вовсю идёт реставрация и восстановление форта "Чумной". Кстати, кто не в курсе знаменитый Форт Боярд это его копия. Закончить масштабную работу обещают к 2026. Тогда на территории форта должны появится гостиница, ресторан, смотровая площадка, музейный комплекс. В том числе и той части истории форта благодаря которой он и получил такое название - Чумной.

Форт "Кроншлот" - масштабная восстановительная работа. Маяки давно уже исполняют больше декоративную функцию, нежели навигационную. Но в данном случае это ещё и прекрасный арт-объект.
Форт "Кроншлот" - масштабная восстановительная работа. Маяки давно уже исполняют больше декоративную функцию, нежели навигационную. Но в данном случае это ещё и прекрасный арт-объект.

Ещё один масштабный проект - форт "Кроншлот". Его восстановление так же идёт полным ходом. Причём реставраторы стремятся воссоздать сооружение именно так, каким оно было исторически. В советский период, увы, этим не особо заботились.
Форт «Кроншлот» всего на год моложе Санкт-Петербурга. Он был возведен в 1704 году по указу Петра I для защиты северной столицы со стороны моря. Именно с «Кроншлота» берет свое начало Кронштадт — город-крепость.
Первоначально его назвали «Кроншлосс», что в переводе означает «коронный ключ». Позже переименовали в «Кроншлот» — это название переводится как «коронный замок».
Первый бой форт принял в год своего возведения — в 1704 году. Шведская эскадра из линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов потерпела поражение и не сумела прорваться к Санкт-Петербургу. А в период Великой Отечественной войны и блокады на форте был расположен штаб и дивизионы «морских охотников», а в 1946 году в северном крыле здания Николаевской батареи разместили первую в стране петлевую станцию безобмоточного размагничивания кораблей.
Окончание реконструкции так же намечено на 2026.

Реализация проекта подразумевает и другие работы. Главным образом инфраструктурного характера. На земле заканчивается строительство новой развязки, съезд с КАД (дамбы). Интерес туристов к новому месту показал, что существующая развязка оказалась совершенно не готова к такому потоку автомобилей. Я лично смог убедиться в этом постояв в пробке. А ведь не так уж давно это был вовсе конец пути.

Другое направление связано с сообщением по воде. Первая пара скоростных катамаранов "Форт Пётр I" и "Форт Кроншлот" вышли на линию летом 2023 года. Только за первые выходные и только один катамаран перевёз 2400 пассажиров. Стоит ли ещё говорить о востребованности направления?
Ну а сейчас на Средне-Невском судостроительном заводе полным ходом идет строительство второй пары современных катамаранов проектов «Котлин» и «Соммерс».

Остров Соммерс под июльской луной. Фото автора.
Остров Соммерс под июльской луной. Фото автора.

Кстати, Соммерс - это название одного из внешних островов Финского залива. Один из многих. Больших внешних: Сескар, Мощный, Гоглнад, Тютерс. Средних: Малый, Малый Тютерс, Соммерс, Нерва. И малых: Виргины, Родшер (самая западная точка "материковой части" России, административно она в Калининградской области), скала Халли, архипелаг Фискар и многие другие. Мне довелось побывать практически на всех. И каждый из них - это целая бездна туристического потенциала. Говорят, в будущем проект получит своё развитие и пойдёт дальше. Создавая новый яркий западный фасад.

Вся ближайшая акватория Петербурга давно облюбована туристами. Как, например, другая пара фортов в северной части. Близнецы Тотлебен и Обручев (на фото). Возможно и они когда-нибудь станут объектом реконструкции и развития и им вернут первозданный вид, сделав ещё одним центром притяжения любителей активного отдыха. Ну а пока здесь собираются владельцы частных маломерок, яхта или вот... в жаркий летний денёк примчали на гидроциклах прямо из Петербурга. Водные маршруты мне всегда были больше по душе нежели по суше.
Вся ближайшая акватория Петербурга давно облюбована туристами. Как, например, другая пара фортов в северной части. Близнецы Тотлебен и Обручев (на фото). Возможно и они когда-нибудь станут объектом реконструкции и развития и им вернут первозданный вид, сделав ещё одним центром притяжения любителей активного отдыха. Ну а пока здесь собираются владельцы частных маломерок, яхта или вот... в жаркий летний денёк примчали на гидроциклах прямо из Петербурга. Водные маршруты мне всегда были больше по душе нежели по суше.

Спасибо за ваше внимание к публикации и потраченное время! Буду рад видеть ваше мнение в комментариях!
PS. кому интересно, в группе DM_812 в ВК выложил сюжет о реконструкции форта "Кроншлот" от коллег из Вестей Петербурга.

Увидимся!
Дмитрий Матвеев || DM_812