Найти в Дзене
Блог Рязаночки

Вышивка в 19 веке

"Между визитами, зваными обедами, надзором за прислугой и выполнением обязанностей жены и матери у обеспеченной домохозяйки оставалось много свободного времени. Очень, очень много. Так чем же заняться дома в отсутствие телевизора и интернета?
Как насчет рукоделия?
Поделки домохозяек и девиц на выданье, столь же кропотливые, сколь безвкусные, возмущали передовых современниц. Аврора Ли, героиня одноименной поэмы Элизабет Барретт-Браунинг, в молодости тоже возилась со стеклом, набивала чучела птичек и мастерила цветы из воска, но до чего же бессмысленной казалась ей женская работа по сравнению с мужской! «Мы шьем, шьем, колем пальцы, слепнем, но что же производим? Пару тапочек для вас, сэр, чтобы надеть, когда вы утомитесь. Или подставку для ног — вы запнетесь о нее и воскликнете „К чертям ее!“».
А в романе «Миддлмарч» вышиванием увлекается капризная бездельница Розамонда Винси, тогда как трудолюбивая Мэри Гарт просто шьет и штопает.
Катя Коути, Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока ".

Катя Коути, Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока ".
Катя Коути, Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока ".

Сколько бы ни вздыхали писательницы, англичанки продолжали обклеивать раковинами шкатулки или, затаив дыхание, выковыривать мозги из головы пташки. Ведь это так увлекательно! Учитывая, что благодаря промышленному буму текстиль в XIX веке подешевел, ткань для различных поделок стала более доступной. Рукоделие помогало женщинам реализовать себя хоть в какой-то сфере, пусть и ограниченной, почувствовать себя творцом, похвастаться результатами труда. Поскольку то же вышивание исстари служило любимым развлечением аристократок, дочь какого-нибудь купца из Ливерпуля или промышленника из Манчестера чувствовала свое родство с Марией Стюарт или Елизаветой I — они тоже когда-то склонялись над пяльцами и подбирали шелковые нити. Вышитый кошелек можно было подарить подруге или даже продать на благотворительном базаре и тем самым помочь беднякам. Катя Коути, Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока ".

- Альберт Людовичи Младший (1852-1932). Урок вышивки. Дерево, масло. 43,2 х 35,3 см. Исполнено в 1876 году
- Альберт Людовичи Младший (1852-1932). Урок вышивки. Дерево, масло. 43,2 х 35,3 см. Исполнено в 1876 году

Как и их прабабушки, викторианки обожали вышивать крестиком и гладью, вязать и плести кружева. Вышивки украшали любую поверхность от скатерти до мужниных тапочек или подтяжек. Забытые ныне антимакассары, узорные салфетки для спинок кресел, в те годы были в зените популярности, ведь мужчины обильно помадили волосы и могли запросто испачкать мебель. В 1838 году в моду вошло вязание крючком, или кроше, а 1840-х настоящим хитом стала разноцветная берлинская шерсть, которой вышивали по холсту или канве. Счетные схемы для вышивки берлинской шерстью можно было приобрести в магазине, вырезать из журнала или же нарисовать самой.
Катя Коути, Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока ".


Густав Леонард де Йонге. "В кого ж ты такая криворукая уродилась!"
Густав Леонард де Йонге. "В кого ж ты такая криворукая уродилась!"

А что вышивали?

Перед вами так называемый ручной экран (hand screen). Дамы в XVIII и XIX веке защищали такими экранами свое лицо, сидя у огня, чтобы от жара лицо не раскраснелось или не потекла косметика. Экраны чаще всего делали парами и вешали с двух сторон от камина.

-- Значит, это практичная вещь, а не "картина в раму", чтобы прятать дырку на обоях)

-4

Упоминание о ручном экране есть, например, у Диккенса в "Холодном доме":

– Дело миледи сегодня опять разбиралось в Канцлерском суде, не правда ли, мистер Талкингхорн? – спрашивает сэр Лестер, протягивая ему руку.
– Да. Сегодня оно опять разбиралось, – отвечает мистер Талкингхорн, как всегда, неторопливо кланяясь миледи, которая сидит на диване у камина и, держа перед собой ручной экран, защищает им лицо от огня.

На этой картине девушка стоит справа с веером - ручным экраном.

Момент у огня. Ян Фредерик Питер Портилье, 1870 г. Нидерланды.
Момент у огня. Ян Фредерик Питер Портилье, 1870 г. Нидерланды.

-- У меня в жару тоже течет косметика, а без нее ощущаю себя голой. Может, мне постоянно держать такой веер над лицом? )

А это напольный экран камина с вышивкой. Одни стоят на высокой стойке, чтобы не закрывать свет для чтения и тепло для ног от камина.

Из Интернета
Из Интернета

-- Если у меня радиатор слишком горячий, я клала толстый плед на него.

Другие -- на двух ножках. На этом фото экран с вышивкой стоит сзади скамейки.

-7

Каминный экран с вышивкой и на двух ножках из Тригорского Псковской губернии. 1830–1840-е гг. Красное дерево, резьба, вышивка шерстью, синелью. Всероссийский музей А. С. Пушкина. С ним была недавняя интересная история.

Каминный экран из Тригорского Псковской губернии. 1830–1840-е гг. Красное дерево, резьба, вышивка шерстью, синелью. Всероссийский музей А. С. Пушкина.
Каминный экран из Тригорского Псковской губернии. 1830–1840-е гг. Красное дерево, резьба, вышивка шерстью, синелью. Всероссийский музей А. С. Пушкина.

В феврале 2018 года английский аристократ лорд Клод Энтони Гамильтон с семьей посетил мемориальную квартиру А. С. Пушкина.

Во время экскурсии по музею-квартире гостей ждало неожиданное открытие: в одной из комнат они в изумлении застыли перед этим каминным экраном с вышивкой, на которой были изображены две девочки в спальне. «Это тетя Харриет, а это тетя Беатрис! Откуда они здесь?» — воскликнула Анна, дочь лорда. Оказалось, что вышивка экрана повторяет картину известного английского художника сэра Эдвина Ландсира «Дети маркизы Аберкорн» (The Children of theMarquise of Abercorn) — портрет Харриет и Беатрис, старших дочерей маркиза Гамильтона, 1-го герцога Аберкорн. Этот портрет и в настоящее время висит над камином в гостиной замка и никогда не покидал его пределы.

Эдвин Ландсир Дети маркизы Аберкорн. 1836. Холст, масло. Собственность семьи Гамильтон, герцогов Аберкорн. Ирландия.
Эдвин Ландсир Дети маркизы Аберкорн. 1836. Холст, масло. Собственность семьи Гамильтон, герцогов Аберкорн. Ирландия.

Подробнее по этой ссылке http://museumpushkin.ru/muzej_online/stati/istoriya_kaminnogo_ekrana_iz_kollekcii_vserossijskogo_muzeya_a._s._pushkina.html

Гостиная являлась показателем статуса и материальных возможностей обитателей. Здесь выставлялась лучшая мебель и сохранялся идеальный порядок на случай, если кто-нибудь придет. Здесь стояли софа, оттоманка или тахта, стулья с высокими спинками, различные кресла, несколько небольших столиков для написания писем, для шитья и вышивки, для чая, для подсвечников и всяких мелочей, бюро, экраны для камина, этажерки и т.д. В центре неизменно воцарялся круглый стол, за которым подавали ужин гостям, если не было столовой.

Эдвард Лемсон Генри, американский художник
Эдвард Лемсон Генри, американский художник

-- А это гостиная или жилая комната?

Стремление к добропорядочности порою доходило до абсурда. Вот как описывал одну из гостиных своих хозяев американский гость: «Одна из комнат была вся в драпировках, даже цветочные вазы, лампы, часы на стенах, ножки пианино и столов. Где не было обернутой ткани, там были банты. Единственная вещь в комнате, которая не постаралась одеться, — была каминная кочерга, и в контрасте со всеми остальными вещами действительно выглядела голой!» "Повседневная жизнь викторианской Англии" Т.Диттрич.

Эти картины американского художника Эдварда Лемсона Генри ( 1841-1919) иллюстрируют интерьер жилья среднего общества. То ли он писал английский быт, когда гостил в Великобритании, то ли у американцев тоже бывал такой интерьер.

Эдвард Лемсон Генри, американский художник
Эдвард Лемсон Генри, американский художник
Конечно, это было мнение со стороны, но и англичане говорили о том же. «Мое самое яркое воспоминание детства, — писал в своих мемуарах один из викторианцев, — было то, что отовсюду что-то свешивалось, все было обернуто или задрапировано. Там был муслин-кисея вокруг кронштейна, на котором крепилась газовая лампа, то же вокруг зеркала, бахрома вдоль каминной полки».

-- Я их понимаю, хочется ещё и ещё вышивать, а больше некуда повесить...

-- Ну наши предки тоже любили украсить жильё текстильными предметами.

Выксунская городская библиотека Отчий край. Нижегородская область
Выксунская городская библиотека Отчий край. Нижегородская область

Подставка для ног с вышивкой.

-13

Скамейка с вышивкой на сидении.

-14

-- Жалко на него садиться! Как они сохранились до нашего времени?

-- А это для гостей. Приличные гости осторожно садились, чтобы не портить!

-15
Вся жизнь в викторианский период строилась во имя общественного мнения и ради него. Даже мебель в гостиную покупалась не ради удобства и комфорта жителей, а для оценки посетителями. По той же причине и размер гостиной подчас был непропорционален спальням. Все жилые помещения в доме приносились в жертву передней комнате, по размеру которой гости могли подумать, что весь дом в целом гораздо больше, чем он был на самом деле.

-- Эге, это мне напоминает чешскую хрусталь в серванте! Только хвастаться перед гостями и не использовать самому.

Схема для вышивки сидения стула.
Схема для вышивки сидения стула.

-- Вышивали и делали сами мебель?

-- Нет, готовую вышивку отдавали мастеру по мебели.

Схема для вышивки спинки стула.
Схема для вышивки спинки стула.

Вышивка для мебели.

-- Или распороли ее из старого стула.

-18

-- А где хозяева отдыхали по вечерам, раз им нельзя сидеть в гостиной, чтобы беречь мебель?

Жилая комната, если таковая имелась в доме, являлась местом, где хозяйка проводила больше всего времени. Она являлась одновременно и частной стороной публичной жизни, и публичной стороной жизни частной. И если жесткие правила диктовали, что в гостиной не место домашним тапочкам и сигарам, то в жилой комнате домашние могли расслабиться и находиться в удобной одежде, а глава семьи мог раскурить там трубку. Обычно эта комната располагалась за гостиной, в задней части дома, и здесь по вечерам отдыхала вся семья.

Хозяин в домашнем халате из восточной ткани, в вышитой шапке для курения, в домашних тапках, тоже с вышивкой. Двое гостей, один из них похож на Пушкина, но это французский модный журнал. Гостиная для приема гостей.

-- Интересно, почему теперь не носят эту шапку?

-19

Вышитая подушка для ног.

Из модного журнала
Из модного журнала

-- Эта мягкая подушка больше нравится, чем подставка, про которую выше писали: ...вы запнетесь о нее и воскликнете „К чертям ее!“" ))

Шапка для курения, курительная шапка (защищает волосы от запаха табака) и вышитые тапки -- все это жена или другая родственница вышивала.

-21
Из модного журнала
Из модного журнала

-- Половина утреней туфли... Как утренний халат. Слова "тапки" не было? В такой вышитой туфле не выйдешь на улицу.

-- Ну конечно, в одной туфле никуда не пойдешь!)

-23

-- Очень узкие тапки... Женские?

-- Нет, узкая стопа считалась аристократичной и у мужчин.

-24
-25

-- А в наше время вяжут тапки из шестиугольников на войлочной подошве! Для глаз легче...

-26

-- Не отказалась бы от таких вышитых, но не знаю, сколько выдержат.

-27

-- Супер, тапки в подарок любителю тенниса! ) А то цветки, цветки...

Из модного журнала
Из модного журнала

-- А что ещё вышивали?

-- В следующей статье...